Законодательные акты


Санитарные нормы при работе с ЭВМ


     - стационарные  или  съемные подлокотники длиной не менее
250 мм и шириной - 50-70 мм;
     - регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в  преде-
лах  230+-30  мм  и внутреннего расстояния между подлокотниками в
пределах 350-500 мм.
     7.2.7. Рабочее  место должно быть оборудовано подставкой для
ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, ре-
гулировку  по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опор-
ной поверхности подставки до 20 град. Поверхность подставки долж-
на быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.
     7.2.8. Рабочее место с ВДТ и ПЭВМ должно быть оснащено легко
перемещаемым  пюпитром  для  документов,  расположенным  на одном
уровне с экраном и отстоящим от глаз  пользователя  на  таком  же
расстоянии, что и экран, либо отличаться от него не более 100 мм.
     7.2.9. При организации рабочих мест для работы на технологи-

                             - 15 -
ческом оборудовании, в состав которых входят ВДТ или ПЭВМ (станки
с программным управлением, роботизированные технологические комп-
лексы,   гибкое  автоматизированное  производство,  диспетчерские
пульты управления и др.), следует предусматривать:
     - пространство по глубине не менее 850 мм с учетом выступаю-
щих частей оборудования для нахождения человека-оператора;
     - пространство для стоп глубиной и высотой не менее 150 мм и
шириной не менее 530 мм;
     - расположение устройств ввода-вывода информации,  обеспечи-
вающее оптимальную видимость экрана;
     - легкую досигаемость органов ручного управления в зоне  мо-
торного поля: по высоте - 900-1300 мм, по глубине - 400-500 мм;
     - расположение экрана ВДТ или ПЭВМ  в  месте  рабочей  зоны,
обеспечивающем  удобство  зрительного  наблюдения  в вертикальной
плоскости под углом +-30 град.  от горизонтальной  линии  взгляда
оператора,   а  также  возможность  использования  ВДТ  или  ПЭВМ
(ввод-вывод информации при корректировке основных параметров тех-
нологического  процесса,  отладка  программ и др.) одновременно с
выполнением основных производственных операций (наблюдение за зо-
ной обработки на станке с программным управлением, при обслужива-
нии роботизированного технологического комплекса и др.);
     - возможность  поворота  экрана ВДТ или ПЭВМ вокруг горизон-
тальной и вертикальной осей.
     7.2.10. Клавиатуру  следует располагать на поверхности стола
на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю.


 7.3. Требования  к  организации  и  оборудованию рабочих мест с
            ПЭВМ и ВДТ для учащихся средних и высших
                        учебных заведений

     7.3.1. Помещения  для  занятий с использованием ПЭВМ и ВДТ в
средних и высших учебных заведениях должны быть оборудованы одно-
местными столами, предназначенными для работы на ПЭВМ и ВДТ.
     7.3.2. Учебные помещения с ПЭВМ и ВДТ для теоретических  за-
нятий  в  средних  учебных заведениях (школы,  лицеи,  ПТУ и др.)
должны быть дополнительно оборудованы  двухместными  ученическими
столами, количество которых следует принимать из расчета занимаю-
щихся (приложение 12).

                             - 16 -
     7.3.3. Рабочие места с ПЭВМ и ВДТ в средних и высших учебных
заведениях  должны  располагаться  по периметру помещения,  вдоль
стен.
     7.3.4. Для  обеспечения нормируемых уровней освещенности ра-
бота на ПЭВМ и ВДТ учащихся и студентов должна осуществляться при
зашторенных окнах и искусственном освещении.
     7.3.5. В высших учебных заведениях  допускается  центральная
расстановка столов с ПЭВМ и ВДТ только в тех случаях, когда столы
размещаются посередине помещения в два ряда без разрыва,  а ВДТ и
ПЭВМ тыльными сторонами обращены друг к другу,  при этом расстоя-
ние между боковыми поверхностями ВДТ и ПЭВМ должно быть не  менее
55 см.
     7.3.6. Стол преподавателя с ВДТ  или  ПЭВМ  и  двумя  тумба-
ми-приставками  для  размещения  графопроектора и принтера должны
устанавливаться на подиуме.
     7.3.7. Цветной демонстрационный телевизор (экран по диагона-
ли 61 см) следует располагать в учебных помещениях слева от экра-
на кодоскопа или классной доски и монтировать на кронштейне,  при
этом расстояние от экрана телевизора  до  рабочих  мест  учащихся
должно быть не менее 3,0 м.
     7.3.8. При входе в учебное помещение с ВДТ и ПЭВМ,  если от-
сутствуют встроенные шкафы,  должны быть оборудованы пристроенные
шкафы (полки) для портфелей и сумок учащихся и студентов.
     7.3.9. Конструкция  одноместного  стола  для работы с ПЭВМ и
ВДТ должна предусматривать:
     - две раздельные поверхности: одна горизонтальная для разме-
щения ПЭВМ или ВДТ с плавной регулировкой по  высоте  в  пределах
520-760  мм  и  вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по
высоте и углу наклона от 0 град. до 15 град. с надежной фиксацией
в оптимальном рабочем положении (12 -15 град. ), что способствует
поддержанию правильной рабочей позы учащимися и  студентами,  без
резкого наклона головы вперед;
     - ширину поверхностей для ПЭВМ, ВДТ и клавиатуры не менее
750 мм  (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глу-
бину не менее 550 мм;
     - опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и  для  клавиатуры  на
стояк,  в  котором должны находиться провода электропитания и ка-
бель локальной сети.  Основание стояка следует совмещать с  подс-
тавкой для ног ;

                             - 17 -
     - отсутствие ящиков;
     - увеличение  ширины  поверхностей  до 1200 мм при оснащении
рабочего места принтером;
     7.3.10. Высота края стола,  обращенного к работающему с ПЭВМ
и ВДТ, и высота пространства для ног должна соответствовать росту
учащихся или студентов в обуви (приложение 13).
     7.3.11. При наличии высокого стола, несоответствующего росту
учащихся или студентов, необходимо обязательно пользоваться регу-
лируемой по высоте подставкой для ног (см. п. 7.2.7) 4.
     7.3.12. Рабочее место оборудуется пюпитром в оптимальной зо-
не зрительного восприятия (+-30 град.) и располагается между  эк-
раном и клавиатурой.
     7.3.13. Уровень глаз при  вертикально  расположенном  экране
ВДТ должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Линия взо-
ра должна быть перпендикулярна центру  экрана  и  оптимальное  ее
отклонение  в  вертикальной  плоскости  не  должно превышать +- 5
град.,  допустимое +- 10 град.  Угол рассматривания, ограниченный
линией взора и поверхностью экрана, должен быть не менее 45 град.
     7.3.14. Рабочее место с ПЭВМ и ВДТ должно оборудоваться сту-
лом,  основные размеры которого должны соответствовать росту уча-
щихся или студентов в обуви (приложение 14).

    7.4. Требования к оборудованию и организации помещений с ПЭВМ
        и ВДТ в детских дошкольных учреждениях.

     7.4.1. Помещения,  где устанавливаются ПЭВМ или ВДТ,  должны
оборудоваться одноместными столами.
     7.4.2. Столы  для ПЭВМ или ВДТ должны располагаться по пери-
метру преимущественно вдоль стены,  противоположной оконным прое-
мам  (приложение 9).  При периметральной расстановке рабочих мест
занятия с использованием ПЭВМ и ВДТ должны  проводиться  при  ис-
кусственном освещении и зашторенных окнах.
     Допускается расположение двух  или  четырех  столов  вместе,
когда тыльные стороны ВДТ обращены друг к другу, экраны - перпен-
дикулярно к оконным проемам. При этом соответственно одно или два
места  имеют левостороннее естественное освещение,  другие - пра-
востороннее.  Столы должны быть удалены от окна на расстояние  не
менее 1.5 м.
     При аналогичном расположении других столов расстояние  между

                             - 18 -
ними должно быть не менее 2-х метров.
     Расстановка столов с ПЭВМ или ВДТ полукругом в детских  дош-
кольных учреждениях запрещается.
     7.4.3. Конструкция одноместного стола с ПЭВМ или ВДТ  должна
состоять из двух частей или столов,  соединенных вместе: на одной
поверхности стола располагается ВДТ, на другой - клавиатура. Кро-
ме  того,  конструкция стола для ПЭВМ или ВДТ должна предусматри-
вать:
     - плавную и легкую регулировку по высоте с надежной фиксаци-
ей горизонтальную поверхность для ПЭВМ или ВДТ в пределах 460-520
мм при глубине не менее 550 мм и ширине - не менее 600 мм;
     - возможность  плавного и легкого изменения угла наклона по-
верхности для клавиатуры от 0 град. до 10 град. с надежной фикса-
цией.
     - ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не
менее 600 мм;
     - ровную без углублений поверхность стола для клавиатуры;
     - отсутствие ящиков;
     - пространство для ног под столом над полом не менее 400 мм.
Ширина определяется конструкцией стола.
     7.4.4. Каждый стол с ПЭВМ или ВДТ должен оборудоваться  сту-
лом, размеры которого приведены в приложении 15.
     7.4.5. Поверхность  сиденья стула должна быть ровной,  легко
 поддающейся дезинфекции.
     7.4.6. Не  допускается  вместо  стульев использование кубов,
табуреток, скамеек без опоры для спины.


         28. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА
                     ПРИ РАБОТЕ С ПЭВМ И ВДТ.

     8.1 Требования к организации режима труда и отдыха при рабо-
   те с ПЭВМ и ВДТ профессиональных пользователей.

     8.1.1. Режимы  труда  и отдыха при профессиональной работе с
ПЭВМ и ВДТ должны организовываться в зависимости от вида и  кате-
гории трудовой деятельности.

                             - 19 -
     8.1.2. Виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы:
     - группа  А  -  работа по считыванию информации с экрана ВДТ
или ПЭВМ с предварительным запросом;
     - группа Б - работа по вводу информации;
     - группа В - творческая работа в режиме диалога с ЭВМ.
При выполнении  в  течение рабочей смены работ,  относящихся к
разным видам трудовой деятельности,  за основную работу с ПЭВМ
и  ВДТ следует принимать такую,  которая занимает не менее 50%
времени в течение рабочей смены или рабочего дня.
     8.1.3. Для  видов трудовой деятельности устанавливается 3
категории тяжести и напряженности работы с ВДТ и ПЭВМ, которые
определяются:
     - для групп А и Б - по суммарному числу  считываемых  или
вводимых знаков за рабочую смену;
     - для группы В - по суммарному времени непосредственной ра-
боты с ВДТ и ПЭВМ за рабочую смену (приложение 16).
     8.1.4. Нагрузка  за рабочую смену любой продолжительности
не должна превышать:
     - для группы А - 60.000 знаков;
     - для группы Б - 45.000 знаков;
     - для  группы В - суммарное время непосредственной работы
с ВДТ и ПЭВМ за смену не более 6 часов.
     8.1.5. Продолжительность работы педагогов при ведении за-
нятий с ВДТ и ПЭВМ во всех учебных заведениях не должна превы-
шать 4 часов в день.
     8.1.6. Продолжительность  работы  с ВДТ и ПЭВМ инженеров,
обслуживающих занятия в кабинетах вычислительной  техники  или
дисплейных классах высших учебных заведений,  не должна превы-
шать 6 часов в день.
     8.1.7. Для  обеспечения  оптимальной  работоспособности и
сохранения здоровья профессиональных пользователей,  на протя-
жении  рабочей смены должны устанавливаться регламентированные
перерывы.
     8.1.8. Время регламентированных перерывов в течение рабо-
чей смены следует устанавливать в зависимости от ее  продолжи-
тельности, вида и категории трудовой деятельности с ВДТ и ПЭВМ
(приложение 16).
     8.1.9. Продолжительность непрерывной работы с ВДТ и  ПЭВМ

                             - 20 -
без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.
     8.1.10. При работе с ВДТ и ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6
часов),  независимо от категории и вида трудовой деятельности,
продолжительность регламентированных перерывов должна увеличи-
ваться на 60 минут.
     8.1.11. При 8-ми часовой рабочей смене и работе на ВДТ  и
ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:
     - для I категории работ через 2 часа  от  начала  рабочей
смены  и  через 2 часа после обеденного перерыва продолжитель-
ностью 15 минут каждый ;
     - для  II  категории работ через 2 часа от начала рабочей
смены и через 1.5-2.0 часа после обеденного перерыва продолжи-
тельностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут че-
рез каждый час работы;
     - для  III  категории  работ через 1.5-2.0 часа от начала
рабочей смены и через 1.5-2  часа  после  обеденного  перерыва
продолжительностью  20  минут каждый или продолжительностью 15
минут через каждый час работы.
     8.1.12. При  12-ти часовой рабочей смене регламентирован-
ные перерывы должны устанавливаться в первые  8  часов  работы
аналогично перерывам при 8-ми часовой рабочей смене, а в тече-
ние последних 4 часов работы,  независимо от категории и  вида
работ, каждый час продолжительностью 15 минут.
     8.1.13. Для профилактики зрительного утомления после каж-
дых  25 минут работы следует выполнять комплекс упражнений для
глаз (приложение 17).
     8.1.14. Во  время  регламентированных перерывов,  с целью
снижения нервно-эмоционального напряжения,  устранения влияния
гиподинамии и гипокинезии,  предотвращения развития познотони-
ческого утомления следует выполнять комплексы упражнений (при-
ложения 18,19).
     8.1.15. Во время регламентированных перерывов и  в  конце
рабочей  смены  (дня) работающим с ВДТ и ПЭВМ с уровнем напря-
женности труда III категории следует проводить психологическую
и  функциональную разгрузку в специально оборудованных помеще-
ниях с учетом  особенностей  профессиональной  деятельности  и
функционального состояния организма.
     8.1.16. С целью уменьшения отрицательного влияния моното-
нии  следует применять чередование операций ввода осмысленного

                             - 21 -
текста и числовых данных (изменение содержания работ), чередо-
вание  редактирования текстов и ввода данных (изменение содер-
жания и темпа работ) и т.п.
     8.1.17. В случаях возникновения у работающих с ВДТ и ПЭВМ
зрительного дискомфорта или неблагоприятных субъективных  ощу-
щений,  несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических и эрго-
номических требований и режимов труда и отдыха, следует приме-
нять  индивидуальный подход в ограничении времени работы с ВДТ
и ПЭВМ и коррекцию длительности перерывов для отдыха или  про-
водить смену деятельности,  заменив ее на работу, не связанную
с использованием ВДТ и ПЭВМ.

  8.2. Требования  к  организации  режима  работы с ВДТ и ПЭВМ
               студентов высших учебных заведений.

     8.2.1. Длительность работ на ВДТ и ПЭВМ студентов во вре-
мя учебных занятий определяется  курсом  обучения,  характером
(ввод данных, программирование, отладка программ, редактирова-
ние и др.) и сложностью выполняемых заданий, а также техничес-
кими данными ВДТ или ПЭВМ и их разрешающей способностью.
     8.2.2. Для  студентов  первого  курса  оптимальное  время
учебных  занятий  при  работе с ВДТ или ПЭВМ составляет 1 час,
для студентов старших курсов - 2 часа, с обязательным соблюде-
нием  между  двумя академическими часами занятий перерыва дли-
тельностью 15-20 минут.
     Допускается время учебных занятий с ВДТ и  ПЭВМ  увеличивать
для  студентов первого курса до 2 часов,  а для студентов старших
курсов до 3 академических часов,  при  условии  что  длительность
учебных  занятий в дисплейном классе (аудитории) не превышает 50%
времени непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ и при  соблюдении
профилактических мероприятий: упражнения для глаз, физкультминут-
ка и физкультпауза (приложение 17,18,19).
     8.2.3. Для  предупреждения  развития переутомления обяза-
тельными мероприятиями являются:
     - проведение упражнений глаз через каждые 20-25 минут ра-
боты за ВДТ и ПЭВМ (приложение 17);
     - устройство  перерывов после каждого академического часа
занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не ме-
нее 15 минут;

                             - 22 -
     - подключение таймера к ВДТ и ПЭВМ  или  централизованное
отключение  свечения  информации  на  экранах видеомониторов с
целью обеспечения нормируемого времени работы на ВДТ или ПЭВМ;
     - проведение  во  время перерывов сквозного проветривания
помещений с ВДТ или ПЭВМ с обязательным выходом  студентов  из
него;
     - осуществление во время перерывов упражнений физкультур-
ной паузы в течение 3-4 минут (приложение 19);
     - проведение упражнений физкультминутки в течение 1-2 ми-
нут для снятия локального утомления, которые должны выполнять-
ся индивидуально при появлении начальных  признаков  усталости
(приложение 18);
     - замена комплексов упражнений один  раз  в 2-3 недели.
     8.2.4. Физкультурные  паузы  следует  проводить под руко-
водством физорга, педагога или централизовано с помощью инфор-
мации по местному радио на фоне умеренно звучащей приятной му-
зыки.
     8.2.5. При составлении расписания учебных занятий с ВДТ и
ПЭВМ необходимо выполнять следующие требования:
     - исключить  большие  перерывы  длительностью  в один час
между спаренными академическими часами,  отведенными для заня-
тий с ВДТ и ПЭВМ;
     - не допускать для студентов старших  курсов  объединение
третьей и четвертой пар учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ;
     - не проводить учебные занятия с ВДТ и ПЭВМ для студентов
старших  курсов  после 17 часов третьей и четвертой парой уро-
ков;
     - учебные  занятия  студентов старших курсов с ВДТ и ПЭВМ
допускаются в период от 17 до 20 часов в исключительных случа-
ях,  при обязательном смещении учебных занятий в расписании на
первую или вторую пару уроков;
     - двигательный  режим  студентов и темп работы на ВДТ или
ПЭВМ должен быть свободным.
     8.2.6. В период прохождения производственной практики или
работы в студенческом отряде  (летом)  время  непосредственной
работы  с  ВДТ  или ПЭВМ для студентов первых курсов не должно
превышать 3 часов,  для студентов старших курсов - 4 часов при
соблюдениии  профилактических мероприятий как во время учебных
занятий (п. 8.2.3.).

                             - 23 -

  8.3 Требования к организации режима работы с ВДТ или ПЭВМ
       учащихся средних специальных учебных заведений.

     8.3.1. В средних  специальных  учебных  заведениях  (ПТУ,
техникумы  и др.) длительность работы на ВДТ или ПЭВМ во время
учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к  ус-
ловиям и организации рабочих мест должна составлять:
     - для учащихся первого курса не более 30 минут в день;
     - для  учащихся второго и третьего курсов не более 1 часа
в день при сдвоенных уроках: 30 минут на первом уроке и 30 ми-
нут  на  втором с интервалом в работе на ВДТ или ПЭВМ не менее
20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, оп-
рос учащихся и т.п.
     - для учащихся третьего курса длительность учебных  заня-
тий  с ВДТ и ПЭВМ допускается увеличить до 3 академических ча-
сов с суммарным временем непосредственной работы  на  ВДТ  или
ПЭВМ не более 50% от общего времени учебных занятий.
     8.3.2. После каждого академического часа  занятий  с  ВДТ
или  ПЭВМ  следует устраивать перемены длительностью 10-20 ми-
нут,  но не менее 10 минут, с обязательным выходом учащихся из
класса (кабинета) и организацией сквозного проветривания .
     8.3.3. При организации односменных занятий в учебном  за-
ведении  следует организовывать в середине учебного дня (после
3-4 уроков) перерыв длительностью 50-60 минут для обеда и  от-
дыха учащихся.
     8.3.4. При работе на ВДТ и ПЭВМ для предупреждения разви-
тия переутомления необходимо осуществлять комплекс профилакти-
ческих мероприятий:
     - проводить  упражнения для глаз через каждые 20-25 минут
работы на ВДТ и ПЭВМ (приложение 18);  а при появлении зритель-
ного  дискомфорта,  выражающего  в  быстром развитии усталости
глаз,  рези,  мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения
для  глаз  проводятся  индивидуально,  самостоятельно и раньше
указанного времени;
     - для  снятия  локального утомления должны осуществляться
физкультурные минутки целенаправленного  назначения  индивиду-
ально  или  организованно  под  контролем физорга или педагога
(приложение 18);

                             - 24 -
     - для снятия общего утомления,  улучшения функционального
состояния нервной,  сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а
также мышц плечевого пояса,  рук,  спины,  шеи и ног,  следует
проводить физкультпаузы ( приложение 19).
     Комплексы упражнений следует менять через 2-3 недели.
     8.3.5. Общая продолжительность кружковой и факультативной
работы с использованием ВДТ или ПЭВМ не должна превышать 2 ча-
сов в неделю, а непосредственные работы на ВДТ и ПЭВМ - не бо-
лее  1  часа  при  соблюдении  режима работы на ВДТ и ПЭВМ (п.
8.3.1) и профилактических мероприятий (п.  8.3.4) как при про-
ведении учебных занятий.
     8.3.6. Кружковые и факультативные занятия с использовани-
ем ВДТ или ЭВМ следует проводить после окончания учебных заня-
тий не ранее, чем через 50-60 минут.
     8.3.7. Длительность  работы с использованием ВДТ или ПЭВМ
во время производственной практики,  без учебных  занятий,  не
должна  превышать  3 часов в день при соблюдении режима работы
(п. 8.3.1) и профилактических мероприятий (п. 8.3.4).

    8.4. Требования к организации режима учебных и внеучебных
                   занятий с ПЭВМ и ВДТ детей
                школьного и дошкольного возраста

     8.4.1. Для учащихся X-XI классов по основам информатики и
вычислительной техники должно быть не более 2 уроков в день, а
для остальных классов - 1 урока в день с использованием ВДТ  и
ПЭВМ.
     8.4.2. Непрерывная длительность занятий непосредственно с
ВДТ или ПЭВМ не должна превышать:
     - для учащихся X-XI классов на первом часу учебных  заня-
тий 25-30 минут, на втором - 20 минут;
     - для учащихся VIII-IX классов - 20-25 минут;
     - для учащихся VI-VII классов - 15-20 минут;
     - для учащихся II-V классов - 15 минут;
     - для учащихся I классов (6 лет) - 10 минут.
     8.4.3. Работа на ВДТ и ПЭВМ должна проводиться в  индиви-
дуальном ритме и темпе.
     8.4.4. После установленной длительности работы на  ВДТ  и
ПЭВМ  (п.  8.4.2.)  должен проводиться комплекс упражнений для

                             - 25 -
глаз (приложение 17), а после каждого урока на переменах - фи-
зические  упражнения для профилактики общего утомления (прило-
жения 19 и 20).
     8.4.5. Длительность  перемен между уроками должна быть не
менее 10 минут (до 20 минут),  во время которых следует прово-
дить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из
класса (кабинета).
     8.4.6. При односменных занятиях в школе и возможности ор-
ганизации обеда для 100%  учащихся следует устраивать перемену
длительностью 50-60 минут для принятия пищи и отдыха. При этом
сдвоенные уроки с использованием ПЭВМ или ВДТ не должны преры-
ваться указанной переменой.
     8.4.7. Занятия по информатике следует включать в расписа-
ние  учебного дня на 1 - 4 уроки во вторник,  среду и четверг.
После занятий по информатике следует проводить уроки  физичес-
кого воспитания, труда, ритмики и музыки.
     8.4.8. При  производственном  обучении  учащихся  старших
классов  с использованием ПЭВМ и ВДТ в учебно-производственном
комбинате или других учреждениях 50%  времени следует отводить
на теоретические занятия и 50%  времени - на практические. Ре-
жим работы с использованием использованием ПЭВМ или ВДТ должен
отвечать требованиям,  изложенным в пп. 8.4.1. и 8.4.2. с обя-
зательным проведением профилактических мероприятий (п. 8.4.4).
     8.4.9. Время  производственной  практики учащихся старших
классов во внеучебное время с использованием ПЭВМ и ВДТ в  ка-
бинетах  вычислительной  техники,  дисплейных классах и других
учреждениях и учебных заведениях должно  быть  ограничено  для
учащихся  старших классов (старше 16 лет) тремя часами,  а для
учащихся моложе 16 лет - двумя часами, с обязательным соблюде-
нием режима работы (пп.  8.4.1, 8.4.2) и проведением профилак-
тических мероприятий:  гимнастики для глаз через  20-25  минут
(приложение 17) и физических упражнений через 45 минут во время
перерыва (приложение 18, 19).
     8.4.10. Занятия  в  кружках  с  использованием ПЭВМ и ВДТ
должны организовываться не раньше, чем через 1 час после окон-
чания учебных занятий в школе.  Это время следует отводить для
отдыха и приема пищи.
     8.4.11. Занятия  в  кружках с использованием ПЭВМ или ВДТ
для каждого кружковца должны проводиться один раз в неделю об-

                             - 26 -
щей продолжительностью:
     - для учащихся II-V классов (7-10 лет) не более 45 минут;
     - для учащихся VI-VII классов (11-13 лет) не более 60 ми-
нут;
     - для  учащихся  VIII-IX  классов (14-15 лет) не более 75
минут;
     - для учащихся X-XI классов (16 лет и старше ) до 90 минут.
     8.4.12. При организации занятий в кружках  должен  соблю-
даться  режим  работы на ПЭВМ и ВДТ с обязательным проведением
профилактических мероприятий (см. п. 8.4.9).
     8.4.13. Условия  и  режим  дня в школах "Юных программис-
тов", организуемых в период школьных каникул в течение 2-4 не-
дель,  должны  соответствовать  санитарным  нормам  и правилам
"Устройство, содержание и организация режима детских оздорови-
тельных лагерей ".
     8.4.14. Занятия с ПЭВМ и ВДТ в школах  "Юных  программис-
тов" не должны быть более 6 дней в неделю, седьмой день недели
должен отводиться для отдыха, без работы на ПЭВМ и ВДТ.
     8.4.15. Общая  продолжительность занятий с ПЭВМ или ВДТ в
школах " Юных программистов" должна быть в течение дня ограни-
чена:
     - для учащихся 8 - 10 лет одним занятием в первую полови-
ну дня продолжительностью не более 45 минут;
     - для учащихся 11 - 13 лет двумя занятиями по  45  минут:
одно  -  в  первой  половине дня и другое - во второй половине
дня;
     - для  учащихся  14  - 16 лет тремя занятиями по 45 минут
каждое:  два в первой половине дня и одно во  второй  половине
дня.
     8.4.16. Через 20 минут работы на  ПЭВМ  или  ВДТ  следует
проводить гимнастику для глаз (приложение 8).  Между двумя за-
нятиями следует устраивать перерыв в течение 15 минут, во вре-
мя  которого  организовывать подвижные игры или физические уп-
ражнения с проведением комплекса упражнений для снятия локаль-
ного и общего утомления (приложения 18 и 19 и др.).
     8.4.17. В школах "Юных программистов" "компьютерные игры"
с навязанным ритмом допускается проводить не более одного раза
в день продолжительностью:
     - до 10 минут для детей младшего школьного возраста;

                             - 27 -
     - до 15 минут для детей  среднего  и  старшего  школьного
возраста;
     Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.
     8.4.18. В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с
использованием развивающих компьютерных игровых программ для  де-
тей  5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет - 10 ми-
нут.
     8.4.19. Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждени-
ях следует проводить не чаще двух раз в неделю в дни наиболее вы-
сокой работоспособности детей:  во вторник,  в среду и в четверг.
После занятий следует проводить гимнастику для глаз .
     8.4.20. Проводить занятия с ПЭВМ и ВДТ в детских дошколь-
ных учреждениях за счет времени,  отведенного для сна, дневных
прогулок и других оздоровительных мероприятий, не допускается.
     8.4.21. Запрещается использование одного ВДТ или ПЭВМ для
двух и более детей.
     8.4.22. Занятиям с ПЭВМ  или  ВДТ  должны  предшествовать
спокойные игры,  проводимые в зале, расположенном смежно с по-
мещением, где установлены компьютеры.
     8.4.23. Занятия  дошкольников  с  использованием ПЭВМ или
ВДТ должны проводиться методистом или в его присутствии.


       29. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
                     ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВДТ И ПЭВМ.

     9.1. Профессиональные пользователи ВДТ и ПЭВМ должны  прохо-
дить  обязательные  предварительные (при поступлении на работу) и
периодические медицинские осмотры в порядке и в  сроки,  установ-
ленные Министерством здравоохранения Российской Федерации и Госу-
дарственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора  Рос-
сийской Федерации (приложение 20).
     9.2. К непосредственной работе с ВДТ и ПЭВМ допускаются  ли-
ца, не имеющие медицинских противопоказаний.
     9.4. Женщины со времени установления беременности и в период
кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных
с использованием ВДТ и ПЭВМ, не допускаются.
     Трудоустройство беременных женщин следует осуществлять в со-
ответствии с "Гигиеническими рекомендациями по рациональному тру-

                             - 28 -
доустройству беременных женщин" (приложение 20).
     9.5. Медицинское освидетельствование студентов высших  учеб-
ных  заведений  и  учащихся средних специальных учебных заведений
должно проводиться в соответствии с действующими нормативно-мето-
дическими документами Министерства здравоохранения Российской Фе-
дерации (приложение 20).
     9.6. Медицинское  освидетельствование  детей  дошкольного  и
школьного возраста проводится в порядке и в сроки,  установленные
Министерством  здравоохранения  Российской Федерации и Министерс-
твом образования Российской Федерации (приложение 20).

                             - 29 -
                                                 Приложение 1
        Расчет предельно допустимых уровней электрического
               и магнитного полей на рабочих местах

    Электромагнитное поле (ЭМП) радиочастот следует оценивать по-
казателями интенсивности поля и  создаваемой  ими  энергетической
нагрузкой.
    Предельно допустимые уровни электрического (Е)  и  магнитного
(Н) полей на рабочих местах пользователей следует определить, ис-
ходя из допустимой энергетической нагрузки и времени воздействия,
по формулам:


          —————-¬                            —————-¬
          ¦   ЭН                                  ¦   ЭН
          ¦     Еng                               ¦     Нng
  Еng =   ¦  ————   ;                Нng =    ¦  ————
          ¦      Т                                ¦      Т


где Еng  и Hng - предельно допустимые уровни напряженности элект-
                  рического, В/м, и магнитного, А/м, полей;
    ЭН и ЭН - предельно допустимые  значения  энергетической  Еng
      Hng экспозиции в течение рабочего дня,(В/м) х ч и (А/м) х ч;
    Т - время воздействия, ч.

                                                 Приложение 2.

   Определение величины  контраста  и  коэффициента   модуляции
                             контраста

     Величина контраста задается контрастным отношением или коэф-
фициентом модуляции контраста.
     Контрастное отношение определяется как отношение  максималь-
ной яркости на экране к минимальной:
                К = Lmax/ Lmin, где L - яркость.

                             - 30 -

     Коэффициент модуляции контраста определяется как:

   К = (Lmax - Lmin) / (Lmax + Lmin) х 100%, где L - яркость.

     При обратном  контрасте  Lmax  соответствует  яркости знака,

 


© 2008 «Законодательные акты»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz