Санитарные нормы при работе с ЭВМ | |
- стационарные или съемные подлокотники длиной не менее
250 мм и шириной - 50-70 мм;
- регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в преде-
лах 230+-30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в
пределах 350-500 мм.
7.2.7. Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для
ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, ре-
гулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опор-
ной поверхности подставки до 20 град. Поверхность подставки долж-
на быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.
7.2.8. Рабочее место с ВДТ и ПЭВМ должно быть оснащено легко
перемещаемым пюпитром для документов, расположенным на одном
уровне с экраном и отстоящим от глаз пользователя на таком же
расстоянии, что и экран, либо отличаться от него не более 100 мм.
7.2.9. При организации рабочих мест для работы на технологи-
- 15 -
ческом оборудовании, в состав которых входят ВДТ или ПЭВМ (станки
с программным управлением, роботизированные технологические комп-
лексы, гибкое автоматизированное производство, диспетчерские
пульты управления и др.), следует предусматривать:
- пространство по глубине не менее 850 мм с учетом выступаю-
щих частей оборудования для нахождения человека-оператора;
- пространство для стоп глубиной и высотой не менее 150 мм и
шириной не менее 530 мм;
- расположение устройств ввода-вывода информации, обеспечи-
вающее оптимальную видимость экрана;
- легкую досигаемость органов ручного управления в зоне мо-
торного поля: по высоте - 900-1300 мм, по глубине - 400-500 мм;
- расположение экрана ВДТ или ПЭВМ в месте рабочей зоны,
обеспечивающем удобство зрительного наблюдения в вертикальной
плоскости под углом +-30 град. от горизонтальной линии взгляда
оператора, а также возможность использования ВДТ или ПЭВМ
(ввод-вывод информации при корректировке основных параметров тех-
нологического процесса, отладка программ и др.) одновременно с
выполнением основных производственных операций (наблюдение за зо-
ной обработки на станке с программным управлением, при обслужива-
нии роботизированного технологического комплекса и др.);
- возможность поворота экрана ВДТ или ПЭВМ вокруг горизон-
тальной и вертикальной осей.
7.2.10. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола
на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю.
7.3. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с
ПЭВМ и ВДТ для учащихся средних и высших
учебных заведений
7.3.1. Помещения для занятий с использованием ПЭВМ и ВДТ в
средних и высших учебных заведениях должны быть оборудованы одно-
местными столами, предназначенными для работы на ПЭВМ и ВДТ.
7.3.2. Учебные помещения с ПЭВМ и ВДТ для теоретических за-
нятий в средних учебных заведениях (школы, лицеи, ПТУ и др.)
должны быть дополнительно оборудованы двухместными ученическими
столами, количество которых следует принимать из расчета занимаю-
щихся (приложение 12).
- 16 -
7.3.3. Рабочие места с ПЭВМ и ВДТ в средних и высших учебных
заведениях должны располагаться по периметру помещения, вдоль
стен.
7.3.4. Для обеспечения нормируемых уровней освещенности ра-
бота на ПЭВМ и ВДТ учащихся и студентов должна осуществляться при
зашторенных окнах и искусственном освещении.
7.3.5. В высших учебных заведениях допускается центральная
расстановка столов с ПЭВМ и ВДТ только в тех случаях, когда столы
размещаются посередине помещения в два ряда без разрыва, а ВДТ и
ПЭВМ тыльными сторонами обращены друг к другу, при этом расстоя-
ние между боковыми поверхностями ВДТ и ПЭВМ должно быть не менее
55 см.
7.3.6. Стол преподавателя с ВДТ или ПЭВМ и двумя тумба-
ми-приставками для размещения графопроектора и принтера должны
устанавливаться на подиуме.
7.3.7. Цветной демонстрационный телевизор (экран по диагона-
ли 61 см) следует располагать в учебных помещениях слева от экра-
на кодоскопа или классной доски и монтировать на кронштейне, при
этом расстояние от экрана телевизора до рабочих мест учащихся
должно быть не менее 3,0 м.
7.3.8. При входе в учебное помещение с ВДТ и ПЭВМ, если от-
сутствуют встроенные шкафы, должны быть оборудованы пристроенные
шкафы (полки) для портфелей и сумок учащихся и студентов.
7.3.9. Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ и
ВДТ должна предусматривать:
- две раздельные поверхности: одна горизонтальная для разме-
щения ПЭВМ или ВДТ с плавной регулировкой по высоте в пределах
520-760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по
высоте и углу наклона от 0 град. до 15 град. с надежной фиксацией
в оптимальном рабочем положении (12 -15 град. ), что способствует
поддержанию правильной рабочей позы учащимися и студентами, без
резкого наклона головы вперед;
- ширину поверхностей для ПЭВМ, ВДТ и клавиатуры не менее
750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глу-
бину не менее 550 мм;
- опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на
стояк, в котором должны находиться провода электропитания и ка-
бель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подс-
тавкой для ног ;
- 17 -
- отсутствие ящиков;
- увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении
рабочего места принтером;
7.3.10. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ
и ВДТ, и высота пространства для ног должна соответствовать росту
учащихся или студентов в обуви (приложение 13).
7.3.11. При наличии высокого стола, несоответствующего росту
учащихся или студентов, необходимо обязательно пользоваться регу-
лируемой по высоте подставкой для ног (см. п. 7.2.7) 4.
7.3.12. Рабочее место оборудуется пюпитром в оптимальной зо-
не зрительного восприятия (+-30 град.) и располагается между эк-
раном и клавиатурой.
7.3.13. Уровень глаз при вертикально расположенном экране
ВДТ должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Линия взо-
ра должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее
отклонение в вертикальной плоскости не должно превышать +- 5
град., допустимое +- 10 град. Угол рассматривания, ограниченный
линией взора и поверхностью экрана, должен быть не менее 45 град.
7.3.14. Рабочее место с ПЭВМ и ВДТ должно оборудоваться сту-
лом, основные размеры которого должны соответствовать росту уча-
щихся или студентов в обуви (приложение 14).
7.4. Требования к оборудованию и организации помещений с ПЭВМ
и ВДТ в детских дошкольных учреждениях.
7.4.1. Помещения, где устанавливаются ПЭВМ или ВДТ, должны
оборудоваться одноместными столами.
7.4.2. Столы для ПЭВМ или ВДТ должны располагаться по пери-
метру преимущественно вдоль стены, противоположной оконным прое-
мам (приложение 9). При периметральной расстановке рабочих мест
занятия с использованием ПЭВМ и ВДТ должны проводиться при ис-
кусственном освещении и зашторенных окнах.
Допускается расположение двух или четырех столов вместе,
когда тыльные стороны ВДТ обращены друг к другу, экраны - перпен-
дикулярно к оконным проемам. При этом соответственно одно или два
места имеют левостороннее естественное освещение, другие - пра-
востороннее. Столы должны быть удалены от окна на расстояние не
менее 1.5 м.
При аналогичном расположении других столов расстояние между
- 18 -
ними должно быть не менее 2-х метров.
Расстановка столов с ПЭВМ или ВДТ полукругом в детских дош-
кольных учреждениях запрещается.
7.4.3. Конструкция одноместного стола с ПЭВМ или ВДТ должна
состоять из двух частей или столов, соединенных вместе: на одной
поверхности стола располагается ВДТ, на другой - клавиатура. Кро-
ме того, конструкция стола для ПЭВМ или ВДТ должна предусматри-
вать:
- плавную и легкую регулировку по высоте с надежной фиксаци-
ей горизонтальную поверхность для ПЭВМ или ВДТ в пределах 460-520
мм при глубине не менее 550 мм и ширине - не менее 600 мм;
- возможность плавного и легкого изменения угла наклона по-
верхности для клавиатуры от 0 град. до 10 град. с надежной фикса-
цией.
- ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не
менее 600 мм;
- ровную без углублений поверхность стола для клавиатуры;
- отсутствие ящиков;
- пространство для ног под столом над полом не менее 400 мм.
Ширина определяется конструкцией стола.
7.4.4. Каждый стол с ПЭВМ или ВДТ должен оборудоваться сту-
лом, размеры которого приведены в приложении 15.
7.4.5. Поверхность сиденья стула должна быть ровной, легко
поддающейся дезинфекции.
7.4.6. Не допускается вместо стульев использование кубов,
табуреток, скамеек без опоры для спины.
28. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА
ПРИ РАБОТЕ С ПЭВМ И ВДТ.
8.1 Требования к организации режима труда и отдыха при рабо-
те с ПЭВМ и ВДТ профессиональных пользователей.
8.1.1. Режимы труда и отдыха при профессиональной работе с
ПЭВМ и ВДТ должны организовываться в зависимости от вида и кате-
гории трудовой деятельности.
- 19 -
8.1.2. Виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы:
- группа А - работа по считыванию информации с экрана ВДТ
или ПЭВМ с предварительным запросом;
- группа Б - работа по вводу информации;
- группа В - творческая работа в режиме диалога с ЭВМ.
При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к
разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ
и ВДТ следует принимать такую, которая занимает не менее 50%
времени в течение рабочей смены или рабочего дня.
8.1.3. Для видов трудовой деятельности устанавливается 3
категории тяжести и напряженности работы с ВДТ и ПЭВМ, которые
определяются:
- для групп А и Б - по суммарному числу считываемых или
вводимых знаков за рабочую смену;
- для группы В - по суммарному времени непосредственной ра-
боты с ВДТ и ПЭВМ за рабочую смену (приложение 16).
8.1.4. Нагрузка за рабочую смену любой продолжительности
не должна превышать:
- для группы А - 60.000 знаков;
- для группы Б - 45.000 знаков;
- для группы В - суммарное время непосредственной работы
с ВДТ и ПЭВМ за смену не более 6 часов.
8.1.5. Продолжительность работы педагогов при ведении за-
нятий с ВДТ и ПЭВМ во всех учебных заведениях не должна превы-
шать 4 часов в день.
8.1.6. Продолжительность работы с ВДТ и ПЭВМ инженеров,
обслуживающих занятия в кабинетах вычислительной техники или
дисплейных классах высших учебных заведений, не должна превы-
шать 6 часов в день.
8.1.7. Для обеспечения оптимальной работоспособности и
сохранения здоровья профессиональных пользователей, на протя-
жении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные
перерывы.
8.1.8. Время регламентированных перерывов в течение рабо-
чей смены следует устанавливать в зависимости от ее продолжи-
тельности, вида и категории трудовой деятельности с ВДТ и ПЭВМ
(приложение 16).
8.1.9. Продолжительность непрерывной работы с ВДТ и ПЭВМ
- 20 -
без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.
8.1.10. При работе с ВДТ и ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6
часов), независимо от категории и вида трудовой деятельности,
продолжительность регламентированных перерывов должна увеличи-
ваться на 60 минут.
8.1.11. При 8-ми часовой рабочей смене и работе на ВДТ и
ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:
- для I категории работ через 2 часа от начала рабочей
смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжитель-
ностью 15 минут каждый ;
- для II категории работ через 2 часа от начала рабочей
смены и через 1.5-2.0 часа после обеденного перерыва продолжи-
тельностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут че-
рез каждый час работы;
- для III категории работ через 1.5-2.0 часа от начала
рабочей смены и через 1.5-2 часа после обеденного перерыва
продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15
минут через каждый час работы.
8.1.12. При 12-ти часовой рабочей смене регламентирован-
ные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы
аналогично перерывам при 8-ми часовой рабочей смене, а в тече-
ние последних 4 часов работы, независимо от категории и вида
работ, каждый час продолжительностью 15 минут.
8.1.13. Для профилактики зрительного утомления после каж-
дых 25 минут работы следует выполнять комплекс упражнений для
глаз (приложение 17).
8.1.14. Во время регламентированных перерывов, с целью
снижения нервно-эмоционального напряжения, устранения влияния
гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотони-
ческого утомления следует выполнять комплексы упражнений (при-
ложения 18,19).
8.1.15. Во время регламентированных перерывов и в конце
рабочей смены (дня) работающим с ВДТ и ПЭВМ с уровнем напря-
женности труда III категории следует проводить психологическую
и функциональную разгрузку в специально оборудованных помеще-
ниях с учетом особенностей профессиональной деятельности и
функционального состояния организма.
8.1.16. С целью уменьшения отрицательного влияния моното-
нии следует применять чередование операций ввода осмысленного
- 21 -
текста и числовых данных (изменение содержания работ), чередо-
вание редактирования текстов и ввода данных (изменение содер-
жания и темпа работ) и т.п.
8.1.17. В случаях возникновения у работающих с ВДТ и ПЭВМ
зрительного дискомфорта или неблагоприятных субъективных ощу-
щений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических и эрго-
номических требований и режимов труда и отдыха, следует приме-
нять индивидуальный подход в ограничении времени работы с ВДТ
и ПЭВМ и коррекцию длительности перерывов для отдыха или про-
водить смену деятельности, заменив ее на работу, не связанную
с использованием ВДТ и ПЭВМ.
8.2. Требования к организации режима работы с ВДТ и ПЭВМ
студентов высших учебных заведений.
8.2.1. Длительность работ на ВДТ и ПЭВМ студентов во вре-
мя учебных занятий определяется курсом обучения, характером
(ввод данных, программирование, отладка программ, редактирова-
ние и др.) и сложностью выполняемых заданий, а также техничес-
кими данными ВДТ или ПЭВМ и их разрешающей способностью.
8.2.2. Для студентов первого курса оптимальное время
учебных занятий при работе с ВДТ или ПЭВМ составляет 1 час,
для студентов старших курсов - 2 часа, с обязательным соблюде-
нием между двумя академическими часами занятий перерыва дли-
тельностью 15-20 минут.
Допускается время учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ увеличивать
для студентов первого курса до 2 часов, а для студентов старших
курсов до 3 академических часов, при условии что длительность
учебных занятий в дисплейном классе (аудитории) не превышает 50%
времени непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ и при соблюдении
профилактических мероприятий: упражнения для глаз, физкультминут-
ка и физкультпауза (приложение 17,18,19).
8.2.3. Для предупреждения развития переутомления обяза-
тельными мероприятиями являются:
- проведение упражнений глаз через каждые 20-25 минут ра-
боты за ВДТ и ПЭВМ (приложение 17);
- устройство перерывов после каждого академического часа
занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не ме-
нее 15 минут;
- 22 -
- подключение таймера к ВДТ и ПЭВМ или централизованное
отключение свечения информации на экранах видеомониторов с
целью обеспечения нормируемого времени работы на ВДТ или ПЭВМ;
- проведение во время перерывов сквозного проветривания
помещений с ВДТ или ПЭВМ с обязательным выходом студентов из
него;
- осуществление во время перерывов упражнений физкультур-
ной паузы в течение 3-4 минут (приложение 19);
- проведение упражнений физкультминутки в течение 1-2 ми-
нут для снятия локального утомления, которые должны выполнять-
ся индивидуально при появлении начальных признаков усталости
(приложение 18);
- замена комплексов упражнений один раз в 2-3 недели.
8.2.4. Физкультурные паузы следует проводить под руко-
водством физорга, педагога или централизовано с помощью инфор-
мации по местному радио на фоне умеренно звучащей приятной му-
зыки.
8.2.5. При составлении расписания учебных занятий с ВДТ и
ПЭВМ необходимо выполнять следующие требования:
- исключить большие перерывы длительностью в один час
между спаренными академическими часами, отведенными для заня-
тий с ВДТ и ПЭВМ;
- не допускать для студентов старших курсов объединение
третьей и четвертой пар учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ;
- не проводить учебные занятия с ВДТ и ПЭВМ для студентов
старших курсов после 17 часов третьей и четвертой парой уро-
ков;
- учебные занятия студентов старших курсов с ВДТ и ПЭВМ
допускаются в период от 17 до 20 часов в исключительных случа-
ях, при обязательном смещении учебных занятий в расписании на
первую или вторую пару уроков;
- двигательный режим студентов и темп работы на ВДТ или
ПЭВМ должен быть свободным.
8.2.6. В период прохождения производственной практики или
работы в студенческом отряде (летом) время непосредственной
работы с ВДТ или ПЭВМ для студентов первых курсов не должно
превышать 3 часов, для студентов старших курсов - 4 часов при
соблюдениии профилактических мероприятий как во время учебных
занятий (п. 8.2.3.).
- 23 -
8.3 Требования к организации режима работы с ВДТ или ПЭВМ
учащихся средних специальных учебных заведений.
8.3.1. В средних специальных учебных заведениях (ПТУ,
техникумы и др.) длительность работы на ВДТ или ПЭВМ во время
учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к ус-
ловиям и организации рабочих мест должна составлять:
- для учащихся первого курса не более 30 минут в день;
- для учащихся второго и третьего курсов не более 1 часа
в день при сдвоенных уроках: 30 минут на первом уроке и 30 ми-
нут на втором с интервалом в работе на ВДТ или ПЭВМ не менее
20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, оп-
рос учащихся и т.п.
- для учащихся третьего курса длительность учебных заня-
тий с ВДТ и ПЭВМ допускается увеличить до 3 академических ча-
сов с суммарным временем непосредственной работы на ВДТ или
ПЭВМ не более 50% от общего времени учебных занятий.
8.3.2. После каждого академического часа занятий с ВДТ
или ПЭВМ следует устраивать перемены длительностью 10-20 ми-
нут, но не менее 10 минут, с обязательным выходом учащихся из
класса (кабинета) и организацией сквозного проветривания .
8.3.3. При организации односменных занятий в учебном за-
ведении следует организовывать в середине учебного дня (после
3-4 уроков) перерыв длительностью 50-60 минут для обеда и от-
дыха учащихся.
8.3.4. При работе на ВДТ и ПЭВМ для предупреждения разви-
тия переутомления необходимо осуществлять комплекс профилакти-
ческих мероприятий:
- проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут
работы на ВДТ и ПЭВМ (приложение 18); а при появлении зритель-
ного дискомфорта, выражающего в быстром развитии усталости
глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения
для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше
указанного времени;
- для снятия локального утомления должны осуществляться
физкультурные минутки целенаправленного назначения индивиду-
ально или организованно под контролем физорга или педагога
(приложение 18);
- 24 -
- для снятия общего утомления, улучшения функционального
состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а
также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног, следует
проводить физкультпаузы ( приложение 19).
Комплексы упражнений следует менять через 2-3 недели.
8.3.5. Общая продолжительность кружковой и факультативной
работы с использованием ВДТ или ПЭВМ не должна превышать 2 ча-
сов в неделю, а непосредственные работы на ВДТ и ПЭВМ - не бо-
лее 1 часа при соблюдении режима работы на ВДТ и ПЭВМ (п.
8.3.1) и профилактических мероприятий (п. 8.3.4) как при про-
ведении учебных занятий.
8.3.6. Кружковые и факультативные занятия с использовани-
ем ВДТ или ЭВМ следует проводить после окончания учебных заня-
тий не ранее, чем через 50-60 минут.
8.3.7. Длительность работы с использованием ВДТ или ПЭВМ
во время производственной практики, без учебных занятий, не
должна превышать 3 часов в день при соблюдении режима работы
(п. 8.3.1) и профилактических мероприятий (п. 8.3.4).
8.4. Требования к организации режима учебных и внеучебных
занятий с ПЭВМ и ВДТ детей
школьного и дошкольного возраста
8.4.1. Для учащихся X-XI классов по основам информатики и
вычислительной техники должно быть не более 2 уроков в день, а
для остальных классов - 1 урока в день с использованием ВДТ и
ПЭВМ.
8.4.2. Непрерывная длительность занятий непосредственно с
ВДТ или ПЭВМ не должна превышать:
- для учащихся X-XI классов на первом часу учебных заня-
тий 25-30 минут, на втором - 20 минут;
- для учащихся VIII-IX классов - 20-25 минут;
- для учащихся VI-VII классов - 15-20 минут;
- для учащихся II-V классов - 15 минут;
- для учащихся I классов (6 лет) - 10 минут.
8.4.3. Работа на ВДТ и ПЭВМ должна проводиться в индиви-
дуальном ритме и темпе.
8.4.4. После установленной длительности работы на ВДТ и
ПЭВМ (п. 8.4.2.) должен проводиться комплекс упражнений для
- 25 -
глаз (приложение 17), а после каждого урока на переменах - фи-
зические упражнения для профилактики общего утомления (прило-
жения 19 и 20).
8.4.5. Длительность перемен между уроками должна быть не
менее 10 минут (до 20 минут), во время которых следует прово-
дить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из
класса (кабинета).
8.4.6. При односменных занятиях в школе и возможности ор-
ганизации обеда для 100% учащихся следует устраивать перемену
длительностью 50-60 минут для принятия пищи и отдыха. При этом
сдвоенные уроки с использованием ПЭВМ или ВДТ не должны преры-
ваться указанной переменой.
8.4.7. Занятия по информатике следует включать в расписа-
ние учебного дня на 1 - 4 уроки во вторник, среду и четверг.
После занятий по информатике следует проводить уроки физичес-
кого воспитания, труда, ритмики и музыки.
8.4.8. При производственном обучении учащихся старших
классов с использованием ПЭВМ и ВДТ в учебно-производственном
комбинате или других учреждениях 50% времени следует отводить
на теоретические занятия и 50% времени - на практические. Ре-
жим работы с использованием использованием ПЭВМ или ВДТ должен
отвечать требованиям, изложенным в пп. 8.4.1. и 8.4.2. с обя-
зательным проведением профилактических мероприятий (п. 8.4.4).
8.4.9. Время производственной практики учащихся старших
классов во внеучебное время с использованием ПЭВМ и ВДТ в ка-
бинетах вычислительной техники, дисплейных классах и других
учреждениях и учебных заведениях должно быть ограничено для
учащихся старших классов (старше 16 лет) тремя часами, а для
учащихся моложе 16 лет - двумя часами, с обязательным соблюде-
нием режима работы (пп. 8.4.1, 8.4.2) и проведением профилак-
тических мероприятий: гимнастики для глаз через 20-25 минут
(приложение 17) и физических упражнений через 45 минут во время
перерыва (приложение 18, 19).
8.4.10. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ
должны организовываться не раньше, чем через 1 час после окон-
чания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для
отдыха и приема пищи.
8.4.11. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ или ВДТ
для каждого кружковца должны проводиться один раз в неделю об-
- 26 -
щей продолжительностью:
- для учащихся II-V классов (7-10 лет) не более 45 минут;
- для учащихся VI-VII классов (11-13 лет) не более 60 ми-
нут;
- для учащихся VIII-IX классов (14-15 лет) не более 75
минут;
- для учащихся X-XI классов (16 лет и старше ) до 90 минут.
8.4.12. При организации занятий в кружках должен соблю-
даться режим работы на ПЭВМ и ВДТ с обязательным проведением
профилактических мероприятий (см. п. 8.4.9).
8.4.13. Условия и режим дня в школах "Юных программис-
тов", организуемых в период школьных каникул в течение 2-4 не-
дель, должны соответствовать санитарным нормам и правилам
"Устройство, содержание и организация режима детских оздорови-
тельных лагерей ".
8.4.14. Занятия с ПЭВМ и ВДТ в школах "Юных программис-
тов" не должны быть более 6 дней в неделю, седьмой день недели
должен отводиться для отдыха, без работы на ПЭВМ и ВДТ.
8.4.15. Общая продолжительность занятий с ПЭВМ или ВДТ в
школах " Юных программистов" должна быть в течение дня ограни-
чена:
- для учащихся 8 - 10 лет одним занятием в первую полови-
ну дня продолжительностью не более 45 минут;
- для учащихся 11 - 13 лет двумя занятиями по 45 минут:
одно - в первой половине дня и другое - во второй половине
дня;
- для учащихся 14 - 16 лет тремя занятиями по 45 минут
каждое: два в первой половине дня и одно во второй половине
дня.
8.4.16. Через 20 минут работы на ПЭВМ или ВДТ следует
проводить гимнастику для глаз (приложение 8). Между двумя за-
нятиями следует устраивать перерыв в течение 15 минут, во вре-
мя которого организовывать подвижные игры или физические уп-
ражнения с проведением комплекса упражнений для снятия локаль-
ного и общего утомления (приложения 18 и 19 и др.).
8.4.17. В школах "Юных программистов" "компьютерные игры"
с навязанным ритмом допускается проводить не более одного раза
в день продолжительностью:
- до 10 минут для детей младшего школьного возраста;
- 27 -
- до 15 минут для детей среднего и старшего школьного
возраста;
Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.
8.4.18. В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с
использованием развивающих компьютерных игровых программ для де-
тей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет - 10 ми-
нут.
8.4.19. Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждени-
ях следует проводить не чаще двух раз в неделю в дни наиболее вы-
сокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг.
После занятий следует проводить гимнастику для глаз .
8.4.20. Проводить занятия с ПЭВМ и ВДТ в детских дошколь-
ных учреждениях за счет времени, отведенного для сна, дневных
прогулок и других оздоровительных мероприятий, не допускается.
8.4.21. Запрещается использование одного ВДТ или ПЭВМ для
двух и более детей.
8.4.22. Занятиям с ПЭВМ или ВДТ должны предшествовать
спокойные игры, проводимые в зале, расположенном смежно с по-
мещением, где установлены компьютеры.
8.4.23. Занятия дошкольников с использованием ПЭВМ или
ВДТ должны проводиться методистом или в его присутствии.
29. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВДТ И ПЭВМ.
9.1. Профессиональные пользователи ВДТ и ПЭВМ должны прохо-
дить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и
периодические медицинские осмотры в порядке и в сроки, установ-
ленные Министерством здравоохранения Российской Федерации и Госу-
дарственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Рос-
сийской Федерации (приложение 20).
9.2. К непосредственной работе с ВДТ и ПЭВМ допускаются ли-
ца, не имеющие медицинских противопоказаний.
9.4. Женщины со времени установления беременности и в период
кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных
с использованием ВДТ и ПЭВМ, не допускаются.
Трудоустройство беременных женщин следует осуществлять в со-
ответствии с "Гигиеническими рекомендациями по рациональному тру-
- 28 -
доустройству беременных женщин" (приложение 20).
9.5. Медицинское освидетельствование студентов высших учеб-
ных заведений и учащихся средних специальных учебных заведений
должно проводиться в соответствии с действующими нормативно-мето-
дическими документами Министерства здравоохранения Российской Фе-
дерации (приложение 20).
9.6. Медицинское освидетельствование детей дошкольного и
школьного возраста проводится в порядке и в сроки, установленные
Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерс-
твом образования Российской Федерации (приложение 20).
- 29 -
Приложение 1
Расчет предельно допустимых уровней электрического
и магнитного полей на рабочих местах
Электромагнитное поле (ЭМП) радиочастот следует оценивать по-
казателями интенсивности поля и создаваемой ими энергетической
нагрузкой.
Предельно допустимые уровни электрического (Е) и магнитного
(Н) полей на рабочих местах пользователей следует определить, ис-
ходя из допустимой энергетической нагрузки и времени воздействия,
по формулам:
—————-¬ —————-¬
¦ ЭН ¦ ЭН
¦ Еng ¦ Нng
Еng = ¦ ———— ; Нng = ¦ ————
¦ Т ¦ Т
где Еng и Hng - предельно допустимые уровни напряженности элект-
рического, В/м, и магнитного, А/м, полей;
ЭН и ЭН - предельно допустимые значения энергетической Еng
Hng экспозиции в течение рабочего дня,(В/м) х ч и (А/м) х ч;
Т - время воздействия, ч.
Приложение 2.
Определение величины контраста и коэффициента модуляции
контраста
Величина контраста задается контрастным отношением или коэф-
фициентом модуляции контраста.
Контрастное отношение определяется как отношение максималь-
ной яркости на экране к минимальной:
К = Lmax/ Lmin, где L - яркость.
- 30 -
Коэффициент модуляции контраста определяется как:
К = (Lmax - Lmin) / (Lmax + Lmin) х 100%, где L - яркость.
При обратном контрасте Lmax соответствует яркости знака,