Законодательные акты


Закон РФ о защите прав потребителей (на 02.06.93)


                  Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1
                     "О защите прав потребителей"
                   (с изменениями от 2 июня 1993 г.)

     Настоящий Закон регулирует отношения,  возникающие между потребите-
лями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на приобрете-
ние товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жиз-
ни и здоровья,  получение информации о товарах (работах,  услугах) и  их
изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, госу-
дарственную и общественную защиту их интересов, объединение в обществен-
ные организации  потребителей,  а  также  определяет механизм реализации
этих прав.
     Основные понятия, применяемые в настоящем Законе:
     потребитель - гражданин,  использующий, приобретающий, заказывающий
либо  имеющий  намерение  приобрести или заказать товары (работы,услуги)
для личных бытовых нужд;
     изготовитель - предприятие,  организация, учреждение или гражданин-
предприниматель, производящие товары для реализации;
     исполнитель -  предприятие,  организация,  учреждение  или  гражда-
нин-предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги;
     продавец -     предприятие,     организация,     учреждение     или
гражданин-предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи;
     стандарт -  государственный  стандарт,  санитарные нормы и правила,
строительные нормы и правила и другие документы,  которые в соответствии
с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные тре-
бования к качеству товаров (работ, услуг);
     обязательная сертификация  - подтверждение уполномоченным на то ор-
ганом соответствия  товара  (работы,  услуги)  обязательным  требованиям
стандарта;
     недостаток - отдельное несоответствие товара (работы,  услуги) обя-
зательным требованиям стандартов,  условиям договоров либо обычно предъ-
являемым требованиям, а также информации о товаре (работе, услуге), пре-
доставленной изготовителем (исполнителем, продавцом);
     существенный недостаток - недостаток,  который  делает  невозможным
или недопустимым использование товара (работы,  услуги) в соответствии с
его целевым назначением, либо не может быть устранен в отношении данного
потребителя, либо  для  его устранения требуются большие затраты труда и
времени, либо делает товар (работу, услугу) иным, чем предусмотрено  до-
говором, либо проявляется вновь после его устранения.

                               Раздел I
                            Общие положения

     Статья 1. Законодательство о защите прав потребителей.
     1. Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей
состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных  за-
конодательных актов Российской Федерации.

     2. Правительство Российской Федерации вправе регулировать отношения
по защите прав потребителей только в случаях,  предусмотренных законода-
тельными актами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации
не вправе поручать министерствам и ведомствам принимать нормативные акты
по защите прав потребителей.
     3. При  регулировании отношений по защите прав потребителей законо-
дательством республик в составе Российской Федерации нормы этого законо-
дательства не  могут  ограничивать права потребителей и снижать гарантии
их защиты, установленные настоящим Законом.

     Статья 2.  Применение  законодательства  о защите прав потребителей
одной республики в составе Российской  Федерации  на  территории  другой
республики в составе Российской Федерации.
     1. Законодательство  о защите  прав потребителей одной республики в
составе Российской Федерации применяется на территории другой республики
в составе Российской Федерации согласно следующим правилам:
     к отношениям,  возникающим при причинении потребителям вреда и  при
осуществлении их права на безопасность жизни и здоровья, применяется за-
кон места рассмотрения спора, а по ходатайству потребителя - закон места
причинения вреда;
     к отношениям,  основывающимся на иных предусмотренных законодатель-
ством правах потребителей,  применяется закон места приобретения товаров
(работ, услуг),  если иное не предусмотрено соглашением между потребите-
лем и продавцом (исполнителем).
     2. Если межреспубликанским соглашением предусмотрены  иные  правила
применения законодательства  одной республики в составе Российской Феде-
рации на территории другой республики в  составе  Российской  Федерации,
применяются правила межреспубликанского соглашения.

     Статья 3. Международные договоры
     Если международным договором Российской Федерации  установлены иные
правила о  защите прав потребителей,  применяются правила международного
договора.
     Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
     Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю то-
вар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу),  соответс-
твующий по качеству обязательным требованиям стандартов,  условиям дого-
вора, обычно  предъявляемым  требованиям,  а  также информации о товарах
(работах, услугах), предоставленной продавцом (изготовителем, исполните-
лем).

     Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить возможность  использо-
вания товара  (результатов  выполненной  работы) по назначению в течение
срока их службы,  установленного им самим или по соглашению с потребите-
лем, а если срок службы не установлен - в течение десяти лет.
     Изготовитель обязан обеспечить возможность ремонта  и  технического
обслуживания товара в течение всего срока его производства, а после сня-
тия товара с производства - в течение сроков,  указанных в части  второй
настоящей статьи.

     Статья 5. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)
     1. Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при
обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке бы-
ли безопасны для его жизни,  здоровья, окружающей среды, а также не при-
чиняли вреда его имуществу.  В стандартах  устанавливаются  обязательные
требования, которые  должны  обеспечивать  безопасность жизни,  здоровья
потребителя, окружающей среды,  а также предотвращающие причинение вреда
имуществу потребителя. По отдельным группам товаров (видам работ, услуг)
указанные требования устанавливаются законодательными  актами Российской
Федерации.
     В случае,  если отсутствуют стандарты, содержащие обязательные тре-
бования, предъявляемые к товарам (работам, услугам), использование кото-
рых может причинить вред жизни, здоровью потребителей, окружающей среде,
а также имуществу потребителей,  соответствующие органы государственного
управления обязаны незамедлительно обеспечить разработку  и  введение  в
действие таких стандартов,  а при необходимости приостановить реализацию
товаров (выполнение работ,  оказание услуг) изготовителем (исполнителем,
продавцом).

     2. На товары (результаты работ), использование которых по истечении
определенного срока представляет опасность для жизни,  здоровья потреби-
телей, окружающей среды или может причинить вред имуществу потребителей,
должны устанавливаться сроки службы (годности).
     Потребитель должен быть предупрежден о сроке службы (годности)  то-
вара (результата работы),  необходимых действиях по его истечении и воз-
можных последствиях при невыполнении указанных действий.
     3. Изготовитель  (исполнитель) обязан обеспечить безопасность това-
ров (работ,  услуг) в течение установленного срока их службы (годности),
а если срок службы не установлен - в течение десяти лет.
     Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения данного требо-
вания, подлежат возмещению в соответствии со статьей 12 настоящего Зако-
на.
     4. Если  для безопасного использования товаров (работ,  услуг),  их
хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдение специальных
правил, изготовитель  (исполнитель) обязан разработать такие правила,  а
продавец (исполнитель) - довести их до сведения потребителя.

     5. Товары (работы,  услуги), на которые в законодательных актах или
стандартах установлены требования,  направленные на обеспечение безопас-
ности жизни,  здоровья потребителей и охраны окружающей среды,  предот-
вращение причинения вреда имуществу потребителей, и средства, обеспечи-
вающие безопасность жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной
сертификации в установленном порядке.
     Реализация товаров (в том числе импортных), выполнение работ и ока-
зание услуг без сертификата,  подтверждающего соответствие товаров  (ра-
бот, услуг) указанным в пункте 1 настоящей статьи требованиям,  запреща-
ется. Основанием для разрешения ввоза товаров на  территорию  Российской
Федерации является представленный в таможенные органы сертификат, выдан-
ный или признанный уполномоченным на то органом.
     Ответственность за  нарушение  требований  по  безопасности товаров
(работ, услуг),  предусмотренных настоящим пунктом, а также за необосно-
ванную выдачу  сертификата  определяется  пунктом 2 статьи 41 настоящего
Закона.
     6. Если установлено, что при соблюдении потребителем правил исполь-
зования, хранения либо транспортировки товаров (результатов  работ)  они
причиняют или могут причинить вред его жизни, здоровью, окружающей среде
и имуществу потребителя, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан не-
замедлительно приостановить  их  производство (реализацию) до устранения
причин вреда,  а в необходимых случаях - принять меры по изъятию  их  из
оборота и отзыву от потребителей.
     Если причины,  наносящие вред,  устранить невозможно,  изготовитель
(исполнитель) обязан снять такие товары (работы, услуги) с производства.
При невыполнении изготовителем (исполнителем) этих  обязанностей  снятие
товаров (работ,  услуг) с производства, изъятие из оборота и отзыв их от
потребителей производятся по предписанию органов государственного управ-
ления, осуществляющих контроль за безопасностью товаров (работ,услуг).
     Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товаров  (резуль-
татов работ),  подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном
объеме.

     Статья 6. Право потребителя на информацию
     Потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя,  исполни-
теля) предоставления необходимой и достоверной информации о его предпри-
ятии, реализуемых им товарах (работах, услугах) и режиме его работы.
     Указанная информация в наглядной и  доступной  форме  доводится  до
сведения потребителей  при заключении договоров о реализации товаров (вы-
полнении работ, оказании услуг) способами,  принятыми  в отдельных сферах
обслуживания.

     Статья 7. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)
     1. Изготовитель обязан довести до сведения потребителя наименование
своего предприятия  и  его местонахождение.  Указанная информация должна
содержаться в производственной марке либо представляться иным способом в
соответствии с действующим законодательством.

     2. Торговые предприятия, предприятия бытового и иных видов обслужи-
вания обязаны  иметь  вывеску  с указанием профиля и форм организации их
деятельности, фирменного наименования,  если оно имеется, и информации о
режиме работы.  Предприятия  обязаны на вывеске указывать их юридический
адрес (местонахождение их собственника).
     Торговые предприятия,  предприятия бытового и иных видов обслужива-
ния обязаны информировать потребителей о применяемых ими правилах реали-
зации товаров (выполнения работ, оказания услуг).
     3. Правила,  установленные пунктом 2 настоящей статьи,  применяются
при осуществлении  торговли,  бытового и иных видов обслуживания во вре-
менных помещениях, на ярмарках, с лотков, а также в других случаях, если
торговля и  обслуживание  производятся  вне постоянного места нахождения
торгового предприятия, предприятия бытового и иных видов обслуживания.

     Статья 8. Информация о товарах (работах, услугах)
     1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предос-
тавлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах  (ра-
ботах, услугах),  обеспечивающую возможность их компетентного выбора. По
отдельным видам товаров (работ,услуг) перечень и способы  доведения  ин-
формации до  потребителя устанавливаются Правительством Российской Феде-
рации и Советами Министров республик в составе Российской Федерации.
     2. Информация  о товарах (работах,  услугах) в обязательном порядке
должна содержать:
     наименования стандартов,  обязательным  требованиям  которых должны
соответствовать товары (работы, услуги);
     перечень основных потребительских свойств товаров (работ, услуг), а
в отношении продуктов питания - состав (включая  перечень использованных
в процессе  их  изготовления  иных продуктов питания и пищевых добавок),
вес и объем содержимого,  калорийность,  содержание вредных для здоровья
веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов и противопо-
казания к применению при отдельных видах заболеваний;

     цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);
     гарантийные обязательства изготовителя (исполнителя);
     правила и условия эффективного  и безопасного использования товаров
(работ, услуг);
     срок службы (годности) товаров (результатов работ) и сведения о не-
обходимых действиях потребителя по его истечении,  а также  о  возможных
последствиях при невыполнении указанных действий;
     адреса изготовителя (исполнителя,  продавца) и предприятий, уполно-
моченных изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителя,
а также производящих ремонт и техническое обслуживание.
     В отношении товаров (работ,  услуг), подлежащих обязательной серти-
фикации, потребителю должна предоставляться информация об их  сертифика-
ции.
     По товарам (работам,  услугам),  которые при определенных  условиях
могут представлять  опасность для жизни, здоровья потребителя, изготови-
тель (исполнитель, продавец) обязан довести до его сведения информацию о
видах и возможных последствиях их воздействия.
     На товарах, потребительские свойства которых могут ухудшаться с те-
чением времени (продукты питания,парфюмерно-косметические товары,  меди-
каменты, изделия бытовой химии и прочие),  должен указываться срок  год-
ности.
     В отношении  работ  (услуг)  потребителю   должна   предоставляться
информация о правилах их выполнения (оказания).
     3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводит-
ся до  сведения  потребителей в технической документации,  прилагаемой к
товарам (результатам работ,  услуг),  на этикетке,  а также маркировкой,
указанием даты  изготовления  или иным способом,  принятым для отдельных
видов товаров (работ,  услуг) или в отдельных  сферах  обслуживания.  На
упаковке должна содержаться та же информация,  что и на товаре. Продукты
питания, упакованные или расфасованные в  Российской  Федерации,  должны
быть снабжены информацией о месте их происхождения.
     4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, дол-
жен предоставить информацию о регистрации и наименовании органа, его за-
регистрировавшего, а также о стандарте, обязательные требования которого
распространяются на реализуемые им товары (работы,  услуги),  и сведения
об их сертификации.

     Статья 9. Режим работы продавца (исполнителя)
     Потребитель имеет право требовать, чтобы режим работы продавца (ис-
полнителя) соответствовал им объявленному.
     Государственным (муниципальным)  предприятиям торговли,  бытового и
иных видов обслуживания режим работы устанавливается по  решению органов
местной администрации.
     Режим работы предприятий торговли, бытового и иных видов обслужива-
ния,  основанных на иных формах собственности,  определяется собственни-
ком.
     За нарушение режима работы государственного (муниципального) предп-
риятия торговли, бытового и иных видов обслуживания виновные должностные
лица несут ответственность,  установленную законодательством  Российской
Федерации и республик в составе Российской Федерации.

     Статья 10. Ответственность за ненадлежащую информацию
     1. Если предоставление недостоверной или недостаточно полной инфор-
мации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, про-
давце) повлекло:
     приобретение товара (работы,  услуги),  не обладающего необходимыми
потребителю свойствами,  - он вправе расторгнуть договор  и  потребовать
возмещения причиненных ему убытков;
     невозможность использования приобретенного товара  (работы, услуги)
по назначению  - потребитель вправе потребовать предоставления в разумно
короткий срок надлежащей информации.  Если информация в оговоренный срок
не будет предоставлена,  потребитель вправе расторгнуть договор и потре-
бовать возмещения причиненных ему убытков;
     причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя - он впра-
ве предъявить продавцу (изготовителю,  исполнителю) требования,  предус-
мотренные статьей 12 настоящего Закона,  а также потребовать возмещения
убытков, причиненных природным объектам,  находящимся во владении потре-
бителя на праве собственности,  либо по иным основаниям, предусмотренным
законом или договором.
     2. В  случае  систематического  нарушения  положений статей 7,8 и 9
настоящего Закона изготовитель (исполнитель,  продавец)  по  предписанию
Государственного комитета  Российской Федерации по антимонопольной поли-
тике и поддержке новых экономических структур и его территориальных  ор-
ганов может быть ликвидирован в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
     3. При  рассмотрении  требований  потребителя о возмещении убытков,
причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией  о  товаре
(работе, услуге),  необходимо  исходить из предположения об отсутствии у
потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках.

     Статья 11. Ответственность продавцов (изготовителей, исполнителей)
     1. За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполни-
тель) несет ответственность,  предусмотренную настоящим Законом. Законо-
дательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федера-
ции или договором между потребителем и продавцом  (исполнителем)  может
предусматриваться ответственность  за  нарушение последним обязательств,
за которые настоящим Законом ответственность не установлена, а также оп-
ределяться более высокий размер ответственности.
     2. Убытки,  причиненные потребителю вследствие  недостатков  товара
(работы, услуги),  подлежат  возмещению  сверх неустойки,  установленной
настоящим Законом.
     3. Уплата  неустойки  и  возмещение убытков не освобождают продавца
(изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на  него настоящим
Законом обязанностей перед потребителем.
     4. Продавец (изготовитель,  исполнитель) освобождается  от  ответс-
твенности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей,  ус-
тановленных настоящим  Законом,  если  докажет,  что  неисполнение   или
ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также
по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
     5. Требования потребителя об уплате неустойки, предусмотренной нас-
тоящим Законом,  иными актами законодательства о правах потребителей или
договором, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем,  исполните-
лем) в добровольном порядке.
     6. При  удовлетворении требований потребителя (общественных органи-
заций потребителей), установленных настоящим Законом, суд вправе вынести
решение о взыскании с продавца  (изготовителя, исполнителя), нарушившего
права потребителей,  в соответствующий бюджет штрафа в размере цены иска
за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потреби-
теля.

     Статья 12. Имущественная ответственность   за   вред,   причиненный
вследствие недостатков товара (работы, услуги)
     1. Вред,  причиненный жизни,  здоровью  или  имуществу  потребителя
вследствие конструктивных,  производственных,  рецептурных и иных недос-
татков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме, ес-
ли законодательными  актами  Российской  Федерации,  республик в составе
Российской Федерации не предусмотрен более высокий размер ответственнос-
ти.
     2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недос-
татков  товара  (работы,  услуги),  признается  за   любым   потерпевшим
потребителем,  независимо от того,  состоял он в договорных отношениях с
исполнителем (продавцом) или нет.  Вред, причиненный жизни, здоровью или
имуществу потребителя, подлежит возмещению в течение установленного сро-
ка службы (годности), а если срок службы не установлен - в течение деся-
ти лет с момента изготовления товара (принятия работы, услуги).
     3. Вред,  причиненный вследствие недостатков товара,  выявившихся в
течение гарантийного срока или срока годности, а если они не установлены
- в течение сроков, установленных в пункте 1 статьи 18 и в пункте 2 ста-
тьи 30 настоящего Закона, или иного, более длительного срока, установле-
нного договором, подлежит возмещению продавцом или изготовителем.
     Вред, причиненный вследствие недостатков товара, выявившихся по ис-
течении гарантийного срока, полежит возмещению изготовителем.
     Вред, причиненный вследствие недостатков работы  (услуги), подлежит
возмещению исполнителем.
     4. Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причи-
ненный жизни,  здоровью и имуществу потребителя в связи с использованием
материалов, оборудования, приборов, инструментов и иных средств, необхо-
димых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), неза-
висимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их
особые свойства или нет.
     5. Изготовитель (исполнитель,  продавец) освобождается  от  ответс-
твенности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы
или нарушения потребителем правил пользования или хранения.

     Статья 13. Возмещение морального вреда
     Моральный вред,  причиненный потребителю вследствие нарушения изго-
товителем (исполнителем,  продавцом) его прав, предусмотренных законода-
тельством о  защите прав потребителей,  подлежит возмещению причинителем
вреда при наличии его вины.  Размер возмещения вреда определяется судом,
если иное не предусмотрено законодательными актами.

     Статья 14.  Недействительность  условий договора,  ущемляющих права
потребителей
     1. Условия  договора,  ущемляющие права потребителей по сравнению с
правилами, установленными законодательством, признаются недействительны-
ми.
     Если в результате применения  условий  договора,  ущемляющих  права
потребителя, у него возникли убытки,  то они подлежат возмещению изгото-
вителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
     2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, ус-
луг) обязательным приобретением иных.  Убытки,  причиненные  потребителю
вследствие нарушения  его  права на свободный выбор товаров (работ,  ус-
луг), возмещаются торговыми предприятиями, предприятиями бытового и иных
видов обслуживания в полном объеме.

     3. Продавец (исполнитель) не вправе навязывать  потребителю  допол-
нительные услуги, предоставляемые  за плату. Потребитель вправе потребо-
вать возврата сумм, уплаченных за предоставление без его согласия допол-
нительных услуг.

     Статья 15. Права на получение льгот и преимуществ в сфере торговли,
бытового и иных видов обслуживания
     Потребитель вправе  требовать  предоставления  ему  льгот и преиму-
ществ, если это предусмотрено законодательными актами Российской Федера-
ции, а также республик в составе Российской Федерации.

     Статья 16. Судебная защита прав потребителей
     Защита прав потребителей,  предусмотренных законодательством,  осу-
ществляется судом.
     Иски предъявляются в суд по месту жительства истца  либо  по  месту
нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда.
     Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по  ис-
кам, связанным с нарушением их прав.

                               Раздел II
              Защита прав потребителей при продаже товаров

     Статья 17. Последствия продажи товаров с недостатками
     1. Потребитель,  которому продан товар с недостатками,  если они не
были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
     а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения рас-
ходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом;
     б) соразмерного уменьшения покупной цены;
     в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
     г) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соот-
ветствующим перерасчетом покупной цены;

     д) расторжения договора и возмещения убытков.  В отношении товаров,
реализуемых через розничные комиссионные торговые предприятия,  требова-
ния потребителя,  указанные  в  подпунктах  "а" и "в" пункта 1 настоящей
статьи, подлежат удовлетворению с согласия продавца.
     2. Требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, предъявля-
ются по выбору потребителя по месту покупки товара или по месту нахожде-
ния потребителя.
     Указанные требования по месту нахождения потребителя выполняют соз-
данные продавцом торговые предприятия,  осуществляющие продажу  товаров,
аналогичных приобретенному потребителем,  либо торговые предприятия,  на
которые такие функции возложены на основании договора.
     Продавец и  изготовитель обязаны информировать потребителя о предп-
риятиях, которые выполняют требования, установленные пунктами 1 и 3 нас-
тоящей статьи по месту нахождения потребителя (далее - предприятия,  вы-
полняющие их функции).  В случае непредоставления  указанной  информации
они несут ответственность, установленную статьей 10 настоящего Закона.
     Изготовитель товара обязан возместить торговому предприятию, не яв-
ляющемуся продавцом товара,  в полном объеме расходы, понесенные в связи
с удовлетворением требований потребителя, предусмотренных настоящей ста-
тьей, а также дополнительно уплатить этому торговому предприятию сумму в
размере 10 процентов от произведенных им расходов.
     Взаимоотношения изготовителя  с  торговым предприятием - продавцом,
установленные настоящей статьей, регулируются законодательством.
     3. Потребитель  вправе предъявить требования о безвозмездном устра-
нении недостатков или возмещении своих расходов по их устранению, либо о
замене товара  изготовителю  товара  или предприятиям,  созданным им для
этих целей,  или предприятиям, выполняющим указанные требования на осно-
вании договора с изготовителем (предприятием, выполняющим его функции).
     Вместо предъявления этих требований потребитель  вправе  возвратить
изготовителю товар  с  недостатками и потребовать возврата уплаченной за
него суммы.
     4. В  случае  приобретения потребителем продовольственных товаров с
недостатками продавец обязан произвести их замену на  товары надлежащего
качества либо возвратить покупателю уплаченную им сумму,  если указанные
недостатки обнаружены в пределах срока годности.
     5. Требования потребителя рассматриваются при предъявлении потреби-
телем товарного (кассового) чека,  а по товарам,  на которые установлены
гарантийные сроки,  -  технического  паспорта или иного заменяющего его
документа.
     По требованию  потребителя  продавец обязан выдать ему товарный чек
или иной документ, удостоверяющий факт покупки.
     В случае  утраты потребителем технического паспорта или иного заме-
няющего его документа их восстановление осуществляется в порядке,  уста-
новленном гражданским  процессуальным законодательством Российской Феде-
рации.
     Продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции) обяза-
ны принять товар у потребителя и удовлетворить его требования,  если  не
докажут,  что недостатки в товаре возникли вследствие нарушения потреби-
телем правил пользования или хранения,  действия третьих лиц или непрео-
долимой силы. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
     6. Доставка крупногабаритных товаров и товаров весом более 5 кг для
ремонта, уценки,  замены и возврат их потребителю осуществляются безвоз-
мездно силами продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функ-
ции). В  случае неисполнения данной обязанности,  а также при отсутствии
продавца, изготовителя (предприятия,  выполняющего их функции)  в  месте
нахождения потребителя  доставка  и возврат товаров могут осуществляться
потребителем. При этом продавец,  изготовитель (предприятие, выполняющее
их функции) обязаны возместить ему необходимые расходы, связанные с дос-
тавкой и возвратом товара.

     Статья 18.  Сроки предъявления требований по поводу недостатков то-
вара
     1. Потребитель вправе предъявить требования,  установленные статьей
17 настоящего  Закона,  если недостатки товара были обнаружены в течение
гарантийного срока, установленного изготовителем.
     По товарам,  на которые гарантийные сроки не установлены,  потреби-
тель вправе предъявить изготовителю указанные требования, если недостат-
ки были  обнаружены  в течение шести месяцев,  а в отношении недвижимого
имущества - не позднее двух лет со дня передачи  его  потребителю,  если
более длительные сроки не установлены законодательством или договором.

     2. На товары,  потребительские свойства которых могут ухудшаться  с
течением времени  или могут представлять опасность для жизни,  здоровья,
имущества потребителя и окружающей среды по истечении определенного  пе-
риода времени (продукты питания,  парфюмерно-косметические товары, меди-
каменты, изделия бытовой химии и прочие),  устанавливаются сроки годнос-
ти.
     Продажа товаров  с  просроченным  сроком  годности  запрещается.  В
отношении указанных товаров требования потребителя, установленные стать-
ей 17 настоящего Закона, подлежат удовлетворению, если их недостатки бы-
ли обнаружены в течение срока годности.
     3. Сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также срок служ-
бы товара исчисляются со дня его продажи потребителю.  Если день продажи
установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления.
     Для сезонных товаров (обувь, одежда и прочие) эти сроки исчисляются
с момента наступления соответствующего сезона,  определяемого исходя  из
климатических условий  места нахождения потребителей Правительством Рос-
сийской Федерации и Советами Министров республик  в  составе  Российской
Федерации.
     При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, когда
момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потре-
бителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потре-
бителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или
сборке - со дня их производства.  Если день доставки, установки (подклю-
чения) или сборки товара, а также передача недвижимого имущества устано-
вить невозможно или если оно находилось у потребителя до заключения  до-
говора купли-продажи - со дня заключения договора купли-продажи.

 

· 1 · 2 3 Далее 

© 2008 «Законодательные акты»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz