Закон РФ о защите прав потребителей (на 02.06.93) | |
Срок годности товара исчисляется со дня его изготовления. Срок
годности определяется либо периодом времени, в течение которого товар
пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар при-
годен к использованию.
4. Гарантийные сроки могут устанавливаться на отдельные самостоя-
тельные комплектующие изделия и составные части основного товара. Гаран-
тийный срок на комплектующие изделия и составные части исчисляется в том
же порядке, что и гарантийный срок на основное изделие.
5. Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения пот-
ребителя в информации о товаре, предоставляемой ему в соответствии со
статьей 8 настоящего Закона.
6. Потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвоз-
мездном устранении недостатков товара по истечении гарантийных сроков.
Указанное требование может быть предъявлено в течение установленного
срока службы, а если срок службы не установлен - в течение десяти лет,
если в товаре были выявлены существенные недостатки, допущенные по вине
изготовителя. Если данное требование не удовлетворено в сроки, предус-
мотренные статьей 19 настоящего Закона, потребитель вправе по своему вы-
бору предъявить изготовителю иные требования, установленные статьей 17
настоящего Закона.
7. Требования потребителя, установленные статьей 17 настоящего За-
кона, должны быть предъявлены продавцу, изготовителю (предприятию, вы-
полняющему их функции) не позднее десяти дней по истечении сроков, пре-
дусмотренных настоящей статьей.
Статья 19. Устранение недостатков товара
Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены
изготовителем (предприятием, выполняющим его функции) в течение десяти
дней, а продавцом (предприятием, выполняющим его функции) - в течение 20
дней с момента предъявления соответствующего требования потребителем.
По товарам длительного пользования продавец, изготовитель (предпри-
ятие, выполняющее их функции) обязаны по предъявлении требования потре-
бителем немедленно безвозмездно предоставить ему на время ремонта анало-
гичный товар с доставкой за свой счет. Перечень товаров длительного
пользования, на которые указанное требование не распространяется, уста-
навливается Правительством Российской Федерации.
В случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок продлева-
ется на время, в течение которого товар не использовался. Указанное вре-
мя исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении
недостатков.
При устранении недостатков путем замены комплектующего изделия или
составной части товара, на которые установлены гарантийные сроки, гаран-
тийный срок на новое комплектующее изделие и составную часть исчисляется
со дня выдачи потребителю товара из ремонта.
Статья 20. Замена товара с недостатками
В случае обнаружения потребителем недостатков товара продавец, из-
готовитель (предприятие, выполняющее их функции) обязаны заменить его
немедленно, а при необходимости дополнительной проверки качества товара
продавцом, изготовителем (предприятием, выполняющим их функции) - в те-
чение 20 дней с момента предъявления требования потребителем.
При отсутствии у продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего
их функции) на момент предъявления соответствующего требования, необхо-
димого для замены товара, он должен заменить его в течение месяца. По
требованию потребителя продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее
их функции) обязаны безвозмездно предоставить ему с доставкой во времен-
ное пользование до замены аналогичный товар длительного пользования, за
исключением товаров, перечень которых устанавливается в соответствии с
частью второй статьи 19 настоящего Закона.
Для районов Крайнего Севера и других районов сезонного завоза това-
ров требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по
его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующе-
го товара в эти районы.
При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня пере-
дачи его потребителю.
Статья 21. Ответственность за просрочку выполнения требований пот-
ребителя
За каждый день просрочки указанных в статьях 19 и 20 настоящего
Закона сроков, а также за каждый день задержки выполнения требования
потребителя о предоставлении на время ремонта (замены) аналогичного то-
вара продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции), до-
пустившие такие нарушения, выплачивают потребителю неустойку в размере
одного процента стоимости товара в порядке, предусмотренном пунктом 5
статьи 11 настоящего Закона. В случае невыполнения требований потребите-
ля в сроки, предусмотренные статьями 19 и 20 настоящего Закона, потреби-
тель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные
статьей 17 настоящего Закона.
Статья 22. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара с
недостатками
При замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, ар-
тикула) в случае изменения цены перерасчет стоимости не производится.
При расторжении договора расчеты с потребителем производятся в слу-
чае повышения цены на товар исходя из его стоимости на момент предъявле-
ния соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя из
стоимости товара на момент покупки.
При замене товара с недостатками на товар другой марки (модели, ар-
тикула) в случае повышения его цены перерасчет стоимости производится
исходя из цены, действующей на момент замены.
Потребителям, которым товар был продан в кредит, в случае расторже-
ния договора купли-продажи денежная сумма возвращается в размере пога-
шенного к моменту возврата товара кредита, а также возмещается плата за
его предоставление.
Статья 23. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежаще-
го качества на аналогичный в торговом предприятии, где он был приобре-
тен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, раз-
меру либо по иным причинам не может быть им использован по назначению.
Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в
течение 14 дней, не считая дня покупки.
Обмен товара надлежащего качества производится, если он не был в
употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства,
пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек, выданный
потребителю вместе с проданным товаром.
Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в
настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации и Со-
ветами Министров республик в составе Российской Федерации.
2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже в момент
обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору
расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной за него денежной
суммы либо обменять товар на аналогичный при первом поступлении соот-
ветствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить потребителю,
потребовавшему обмена товара, о его поступления в продажу.
Статья 24. Форма и порядок оплаты приобретаемых товаров
Форма оплаты приобретаемых товаров (наличными или в безналичном по-
рядке) определяется по соглашению между потребителем и продавцом.
Продажа товаров в кредит осуществляется в порядке, устанавливаемом
правилами продажи товаров в кредит, утверждаемыми Правительством Рос-
сийской Федерации.
При покупке товаров в кредит право собственности у потребителя воз-
никает с момента передачи ему товара, если иное не предусмотрено догово-
ром.
Статья 25. Правила об отдельных видах договоров купли-продажи
Правила об отдельных видах договоров купли-продажи, а также правила
продажи отдельных видов товаров утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Раздел III
Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг
Статья 26. Обязанность исполнителя заключить договор на выполне-
ние работ и оказание услуг
Исполнитель, занимающий доминирующее положение на рынке, обязан
заключить с потребителем договор на выполнение работ или оказание услуг,
за исключением случаев, если он докажет, что их выполнение (оказание)
выходит за рамки его уставной деятельности или производственных возмож-
ностей. При этом он должен организовывать свою производственную или иную
хозяйственную деятельность так, чтобы потребности граждан удовлетворя-
лись надлежащим образом и бесперебойно. Исполнитель обязан возместить
потребителю убытки, причиненные в результате необоснованного отказа в
заключении договора на выполнение работ или оказание услуг.
Статья 27. Правила бытового и иных видов обслуживания
Правила бытового и иных видов обслуживания (выполнения отдельных
видов работ, оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Статья 28. Сроки выполнения работ и оказания услуг
1. Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, ус-
тановленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдель-
ных видов услуг) или договором. В договоре может предусматриваться срок
выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами они не
предусмотрены, а также срок меньшей продолжительности, чем установленный
указанными правилами.
2. Срок исполнения работы (оказания услуги) может определяться да-
той (периодом времени), к которой работа (услуга) должна быть выполнена
(оказана), а также датой (периодом времени), когда исполнитель должен
приступить к ее выполнению (оказанию). В случае, если работа (услуга)
выполняется (оказывается) по частям (доставка периодической печати, тех-
ническое обслуживание) в течение срока действия договора, должны предус-
матриваться частные сроки (периоды) выполнения работ (оказания услуг).
Статья 29. Последствия нарушения сроков выполнения работ и оказания
услуг
1. Если исполнитель своевременно не приступил к выполнению работы
(оказанию услуги) или если во время ее исполнения (оказания) станет оче-
видным, что она не будет выполнена (оказана) в срок, а также в случае
просрочки выполнения работы (оказания услуги) потребитель вправе по сво-
ему выбору:
назначить исполнителю новый срок, в течение которого он должен
приступить к выполнению работы (оказанию услуги) и (или) ее выполнить
(оказать);
поручить выполнение работы (оказание услуги) другому лицу за счет
исполнителя;
потребовать уменьшения вознаграждения за работу (услугу);
расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
2. Назначенные потребителем новые сроки, в течение которых исполни-
тель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги) и ее закон-
чить, указываются в договоре.
В случае просрочки назначенных новых сроков свыше одного месяца
потребитель вправе предъявить иные требования, установленные пунктом 1
настоящей статьи.
3. При расторжении договора в случае, если исполнитель своевременно
не приступил к выполнению работы (оказанию услуги) или выполняет (оказы-
вает) ее настолько медленно, что исполнение к сроку становится невозмож-
ным, исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произве-
денных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за
уже выполненную работу (оказанную услугу).
Особенности порядка расчетов в таких случаях могут устанавливаться
правилами об отдельных видах работ (услуг).
4. В случае нарушения установленных сроков начала и окончания вы-
полнения работы (оказания услуги), а также назначенных потребителем на
основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает
потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки
неустойку в размере трех процентов от стоимости работы (услуги), а если
стоимость работы (услуги) отдельно в договоре не определена - общей сто-
имости заказа, вплоть до начала исполнения работы (оказания услуги) или
предъявления потребителем иных требований, установленных пунктом 1 нас-
тоящей статьи.
Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать стоимос-
ти отдельного вида работы (услуги) или общей стоимости заказа, если сто-
имость отдельного вида работы (услуги) не определена договором.
5. Требования потребителей, установленные пунктом 1 настоящей
статьи, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что прос-
рочка выполнения работы (оказания услуги) произошла вследствие непреодо-
лимой силы или по вине потребителя.
Статья 30. Права потребителя при обнаружении недостатков в выпол-
ненной работе (оказанной услуге)
1. Потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе
(оказанной услуге) вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе (оказан-
ной услуге);
соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу
(оказанную услугу);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала
такого же качества или повторного выполнения работы (стирки, химической
чистки), или возмещения понесенных им расходов по исправлению недостат-
ков своими средствами или третьим лицом.
Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения
убытков, если в установленный срок недостатки в выполненной работе (ока-
занной услуге) не были устранены исполнителем. Потребитель также вправе
расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки в выпол-
ненной работе (оказанной услуге) или иные существенные отступления от
условий договора.
2. Требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, могут быть
предъявлены в случае обнаружения недостатков при принятии работы (услу-
ги) или в ходе ее выполнения (оказания), а в случае невозможности обна-
ружения недостатков при принятии работы - в течение гарантийного срока,
а при его отсутствии - в течение шести месяцев со дня принятия работы.
Требования по поводу недостатков в строении или ином недвижимом имущест-
ве, которое невозможно было обнаружить при принятии работы, могут быть
предъявлены при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока, а
при его отсутствии - в течение двух лет со дня принятия работы.
3. Потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устра-
нении недостатков работы по истечении гарантийных сроков. Указанное тре-
бование может быть предъявлено, если в течение установленного срока
службы (а если срок службы не установлен - в течение десяти лет с момен-
та принятия работы) были выявлены существенные недостатки, допущенные по
вине исполнителя. Если данное требование не удовлетворено в сроки, уста-
новленные статьей 31 настоящего Закона, потребитель по своему выбору
вправе требовать:
соответствующего уменьшения вознаграждения за работу;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими
средствами либо третьим лицом;
расторжения договора и возмещения убытков.
4. Требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, должны
быть предъявлены не позднее десяти дней по истечении гарантийного срока
или сроков, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Статья 31. Сроки устранения недостатков работы (услуги)
Недостатки работы (услуги), обнаруженные в ходе ее выполнения,
должны быть устранены в соразмерный срок, назначаемый потребителем.
Недостатки выполненной работы (оказанной услуги) должны быть устра-
нены в течение двадцати дней, если более короткий срок не установлен до-
говором (соглашением сторон) при принятии работы (услуги) или правилами
о выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных видов услуг).
Назначенный потребителем или согласованный сторонами срок устране-
ния недостатков фиксируется в договоре либо ином документе, подписывае-
мом сторонами.
За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения
недостатков исполнитель обязан уплатить неустойку в размере, установлен-
ном правилами о выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных ви-
дов услуг) или договором.
Статья 32. Право потребителя на расторжение договора о выполнении
работы
Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы во вся-
кое время, уплатив исполнителю вознаграждение за выполненную работу и
возместив ему прямые убытки, причиненные расторжением договора.
Статья 33. Смета на выполняемые работы
На выполнение работ, предусмотренных договором, может быть состав-
лена твердая или приблизительная смета.
Исполнитель не вправе требовать оплаты работ и дополнительных рас-
ходов, не включенных в твердую смету, если потребитель не дал согласия
на их производство или не поручил исполнителю выполнение таких работ.
Если возникла необходимость превысить приблизительную смету, испол-
нитель обязан немедленно предупредить об этом потребителя. В этом случае
потребитель вправе отказаться от договора, возместив исполнителю поне-
сенные им расходы, приходящиеся на выполненную работу, согласно первона-
чально определенной смете. Если исполнитель не предупредил потребителя о
превышении приблизительной сметы, он обязан выполнить работу, не требуя
возмещения сверхсметных расходов.
Статья 34. Выполнение работы из материалов исполнителя
Исполнитель обязан выполнить работу, определенную договором, из
своего материала и своими средствами, если потребитель не требует выпол-
нения работы из своего материала.
Исполнитель, выполняющий работу из своего материала, несет ответс-
твенность за его надлежащее качество.
Материал исполнителя оплачивается потребителем при заключении дого-
вора полностью или в размере, указанном в правилах о выполнении
отдельных видов работ или договоре с окончательным расчетом при получе-
нии потребителем выполненной исполнителем работы, если иной порядок рас-
четов за материалы исполнителя не предусмотрен соглашением сторон.
В случаях, предусмотренных правилами или договором, материал может
быть предоставлен исполнителем в кредит. Последующее изменение цены пре-
доставленного в кредит материала не влечет за собой перерасчета.
Материалы исполнителя и необходимые для выполнения работы техничес-
кие средства, инструменты и прочее доставляются к месту выполнения работ
исполнителем.
Статья 35. Выполнение работы из материалов (с вещью) потребителя
Если работа выполняется полностью или частично из материала (с
вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала
(вещи), правильное его использование.
Исполнитель обязан:
предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности
переданного им материала (вещи);
представить отчет об израсходовании материала и возвратить его ос-
таток.
Исполнитель отвечает за утрату и повреждение принятого от потреби-
теля материала (вещи).
В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (ве-
щи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок
заменить его однородным материалом, вещью аналогичного качества, а при
отсутствии таковых - возместить потребителю двукратную стоимость утра-
ченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные
потребителем. В случае полной или частичной утраты (повреждения) матери-
ала (вещи) потребителя исполнитель обязан по желанию потребителя неза-
медлительно возобновить договор и изготовить изделие из однородного ма-
териала (вещи) в кратчайший технически возможный срок.
Исполнитель освобождается от ответственности за полную или
частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого от потребите-
ля, если потребитель был предупрежден исполнителем о его особых свойс-
твах, которые могут повлечь его утрату (повреждение). Незнание исполни-
телем указанных свойств не освобождает его от ответственности.
Стоимость материала (вещи), передаваемого исполнителю, определяется
потребителем в договоре или ином документе (квитанции, заказе), подт-
верждающем его заключение.
Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об об-
стоятельствах, грозящих годности и прочности выполняемой работы
Исполнитель обязан своевременно предупредить потребителя о том, что
соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от пос-
леднего, грозят годности и прочности выполняемой работы.
Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное предуп-
реждение исполнителя, в соразмерный срок не заменит непригодный или
недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе выполнения
работы либо не устранит иных обстоятельств, грозящих ее годности и проч-
ности, исполнитель вправе расторгнуть договор и взыскать причиненные
убытки.
Статья 37. Форма и порядок оплаты выполненной работы (оказанной ус-
луги)
Форма оплаты (наличными или в безналичном порядке) выполненной ра-
боты (оказанной услуги) определяется по соглашению между потребителем и
исполнителем.
Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем работу (ока-
занную услугу) по сдаче всего ее объема, если иное не установлено зако-
нодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Фе-
дерации или договором.
Выполнение работ (оказание услуг), а также предоставление исполни-
телем материалов в кредит осуществляются в порядке, установленном прави-
лами о выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных видов
услуг).
При выполнении работы в кредит право собственности на ее результат
у потребителя возникает с момента принятия им работ.
Статья 38. Регулирование отдельных видов услуг
Последствия нарушения условий договора об оказании услуги, по свое-
му характеру не подпадающего под действие настоящего раздела, определя-
ются законодательством Российской Федерации и республик в составе Рос-
сийской Федерации.
Раздел IV
Государственная и общественная защита прав потребителей
Статья 39. Полномочия Государственного комитета Российской
Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических
структур
1. В целях защиты прав потребителей Государственный комитет Рос-
сийской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономи-
ческих структур (далее - ГКАП России) и его территориальные органы:
осуществляют государственный контроль за соблюдением законодатель-
ства Российской Федерации о защите прав потребителей;
пресекают монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и
недобросовестную конкуренцию на рынке потребительских товаров (работ,
услуг);
направляют предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о
прекращении нарушений прав потребителей;
предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполни-
телям, продавцам) в случаях обнаружения нарушений прав потребителей.
2. ГКАП России вправе заключать соглашения с изготовителями (испол-
нителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота
в интересах потребителей.
ГКАП России дает официальные разъяснения по вопросам применения за-
конодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
Статья 40. Полномочия органов государственного управления, осущест-
вляющих контроль за безопасностью для потребителя товаров (работ, услуг)
1. В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Госу-
дарственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и
сертификации при Президенте Российской Федерации (далее - Госстандарт
России), Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации, Министерство экологии и природных ресурсов Росси-
йской Федерации и другие органы государственного управления, осуществля-
ющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей
компетенции:
устанавливают обязательные требования по безопасности товаров (ра-
бот, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований;
направляют предписания об устранении нарушений требований по безо-
пасности товаров (работ, услуг), снятии с производства, прекращении вы-
пуска и реализации таких товаров (работ, услуг), отзыве их от
потребителей, а также информировании об этом потребителей;
предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполни-
телям, продавцам) в случае нарушения ими требований по безопасности то-
варов (работ, услуг).
2. Координация деятельности органов государственного управления,
осуществляющих контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), в этой
области возлагается на Госстандарт России.
3. Госстандарт России является национальным органом по сертификации
товаров (работ, услуг). В соответствии с этим Госстандарт России:
определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг);
определяет номенклатуру товаров (работ, услуг), подлежащих обяза-
тельной сертификации;
аккредитует органы по сертификации конкретных видов товаров (работ,
услуг), а также испытательные лаборатории (центры) для проведения соот-
ветствующих испытаний, предоставляет другим юридическим лицам право акк-
редитации;
осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации то-
варов (работ, услуг);
ведет государственный реестр сертифицированных товаров (работ, ус-
луг), акредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий
(центров);
принимает решения о признании сертификатов, выданных зарубежными и
международными органами;
представляет Российскую Федерацию во взаимоотношениях с зарубежными
странами и международными организациями по вопросам сертификации товаров
(работ, услуг).
Статья 41. Санкции, налагаемые ГКАП России, Госстандартом России и
другими органами государственного управления, осуществляющими контроль
за безопасностью для потребителя товаров (работ, услуг).
1. ГКАП России вправе налагать штраф на изготовителей (исполните-
лей, продавцов) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполне-
ние его предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в размере
до 1 млн. рублей.
2. Госстандарт России и другие органы государственного управления,
осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), в пре-
делах своей компетенции вправе налагать штраф в случаях:
уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения их предпи-
саний изготовителем (исполнителем, продавцом) - до 1 млн. рублей;
причинения ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не
отвечающими предъявляемым к последним требованиям по безопасности, - в
размере суммы ущерба, причиненного потребителям; если такой ущерб невоз-
можно определить - в размере до 1 млн. рублей;
нарушения правил сертификации товаров (работ, услуг) органами по
сертификации, испытательными лабораториями (центрами) - в размере двук-
ратной стоимости работ по сертификации, а изготовителем (исполнителем,
продавцом) - в размере стоимости товаров (работ, услуг), реализованных с
нарушениями правил по сертификации.
3. Руководители предприятий и органов по сертификации несут ответс-
твенность за нарушения, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи,
в форме штрафа, налагаемого ГКАП России, Госстандартом России и другими
органами, осуществляющими контроль за безопасностью товаров (работ, ус-
луг), в размере до трех должностных окладов.
4. Изготовители (исполнители, продавцы) товаров (работ, услуг)
вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании не-
действительными полностью или частично предписаний ГКАП России, Госстан-
дарта России и других органов, осуществляющих контроль за безопасностью
товаров (работ, услуг), либо об отмене или изменении решений о наложении
штрафа.
Подача заявления не приостанавливает предписания или решения о на-
ложении штрафа на время его рассмотрения в суде или арбитражном суде,
если судом или арбитражным судом не вынесено определение о приостановле-
нии исполнения указанных актов.
Статья 42. Органы по защите прав потребителей при местной админист-
рации
1. Местная администрация создает органы по защите прав потребите-
лей.
2. Органы по защите прав потребителей при местной администрации:
рассматривают жалобы потребителей, консультируют их по вопросам за-
конодательства о защите прав потребителей;
анализируют договоры, заключаемые продавцами (исполнителями,
изготовителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих
права потребителей;
осуществляют сбор информации о причинении вреда жизни, здоровью или
имуществу потребителей, вызванного опасными товарами (работами, услуга-
ми), и направляют ее в Госстандарт России (его территориальные органы);
при обнаружении потребителями недостатков товаров (работ, услуг)
или выявлении опасных товаров (работ, услуг) незамедлительно извещают об
этом соответствующие службы Госстандарта России, ГКАП России и другие
органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопас-
ностью товаров (работ, услуг);
в целях защиты прав потребителей предъявляют иски в суды по собс-
твенной инициативе или по поручению потребителя (группы потребителей),
или в интересах неопределенного круга потребителей.
Статья 43. Права общественных организаций потребителей в Российской
Федерации
1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в обществен-
ные организации потребителей, которые осуществляют свою деятельность в
соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в сос-
таве Российской Федерации.
2. Общественные организации потребителей вправе:
участвовать в разработке требований по безопасности товаров (работ,
услуг), а также стандартов, устанавливающих эти требования;
проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров
(работ, услуг);
проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового
и иных видов обслуживания;
вносить в органы государственного управления, на предприятия, в ор-
ганизации и учреждения предложения о мерах по повышению качества товаров
(работ, услуг), снятии с производства, изъятии из оборота товаров (ра-
бот, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окру-
жающей среды;
участвовать совместно с соответствующими органами государственного
управления в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;
вносить в прокуратуру и органы государственного управления материа-
лы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации
товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям по
безопасности и качеству;